Инвестиции

V3:Система национальных счетов. Основные концепции, понятия и категории снс Основные понятия и структура снс

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СНС

ОСНОВНЫЕ СЧЕТА СНС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Методы расчета БАЗОВЫх МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИх ПОКАЗАТЕЛей

1. СНС: ПОНЯТИЕ

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. Это означает, что показатели СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС описывает наиболее важные и общие аспекты экономического развития: производство; распределение; перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода; формирование национального богатства.

СНС гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Главная задача СНС – это возможность исчисления обобщающих экономических, финансовых и социальных показателей, характеризующих результаты экономической деятельности страны за разные периоды времени, что позволяет:

– исследовать динамику указанных показателей;

– проводить анализ экономических пропорций;

– выяснить степень достижения целей национальной экономики;

– вырабатывать экономическую политику и принимать меры по регулированию рыночной экономики;

– проводить сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающийхарактер:

– она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий;

– СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса.

Основные ПОНЯТИЯ и классификации СНС

Важнейшей составляющей методологии СНС являются понятия и термины, используемые для описания процессов, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Их соответствие реальным экономическим процессам является необходимым условием построения системы достоверных макроэкономических показателей. К базовым понятиям СНС относятся следующие.

1. Объекты экономического оборота –продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.



2. Субъекты экономического оборота – хозяйственные единицы (экономические агенты).

3. Институциональная единица – экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица; физические лица в виде домашних хозяйств.

Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин «предприятие ». Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений , т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности.

Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами деятельности называется отраслью. В СНС 1993 г. выделяют четыре отрасли:

1) отрасли, где непосредственно производятся материальные блага;

2) отрасли сферы обращения;

3) отрасли производства рыночных услуг;

4) отрасли производства нерыночных услуг.

В заведениях выделяют единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического производства. Такая совокупность единиц однородного производства образует чистую отрасль.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых ими функций и источников финансирования, образует сектор экономики . В СНС 1993 г. выделяют шесть секторов.

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые предприятия;

3) органы государственного управления;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства;

6) «остальной мир».

Сектор нефинансовых предприятий включает единицы, функцией которых является производство товаров и услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

Функцией финансовых предприятий является объединение свободных финансовых ресурсов и предоставление их на определенных условиях инвесторам.

Функцией органов государственного управления является предоставление бесплатных услуг обществу и отдельным его членам (управление, оборона, образование, здравоохранение и т.д.), а также осуществление перераспределения национального дохода и богатства.

В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства ,входят общественные, политические, религиозные организации. Они предоставляют бесплатные услуги членам этих организаций. В этоже сектор входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями.

Сектор домашних хозяйств включает предприятия особого рода (не являющиеся юридическими лицами, не ведущие бухгалтерской отчетности, но самостоятельно распоряжающиеся своими ресурсами), в основном потребительского характера.

Сектор «остальной мир» включает иностранные единицы, так как они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами.

Основные функции и ресурсы секторов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Функции и ресурсы секторов экономики в СНС

Сектор Функция Ресурсы
Нефинансовые предприятия Производство товаров и нефинансовых услуг Выручка от продажи товаров и услуг
Финансовые предприятия Производство финансовых рыночных услуг, аккумуляция и распределение финансовых ресурсов, страхование Средства, получаемые от принятых финансовых обязательств, проценты, премии по контрактам, страховые взносы
Органы государственного управления Производство нерыночных услуг для коллективного потребления и осуществления операций по перераспределению национального дохода и богатства Обязательные налоги на единицы других секторов, получаемые прямо или косвенно
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Производство нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств Добровольные взносы, сделанные домашними хозяйствами как потребителями, доход от собственности
Домашние хозяйства: - как потребители; - как предприниматели Потребление. Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Оплата труда, доход от собственности, трансферты из других секторов. Выручка от продажи своей продукции
«Остальной мир» Не характеризуется какой-либо конкретной функцией или ресурсом, он группирует иностранные единицы (нерезиденты), так как они осуществляют операции с отечественными единицами (резидентами данной страны)

Все институциональные единицы, группируемые в секторы, являются резидентами данной страны. Под резидентом понимают институциональные единицы, которые связаны с территорией данной страны экономическим интересом в течение длительного периода времени (обычно год и более). На практике резидентами данной страны выступают все предприятия, функционирующие на территории данной страны, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Считается, что институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещениями или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода времени.

4. Экономическая территория страны – географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды, территориальные анклавы в других странах (посольства, консульства, военные базы). В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

До новой версии СНС 1993 г. при изучении результатов экономической деятельности использовались понятия внутренней и национальной экономики и соответствующие им понятия результатов экономической деятельности – валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП). Под внутренней экономикой понималась деятельность на экономической территории страны резидентов и нерезидентов. Национальная экономика охватывала деятельность только резидентов на территории данной страны и за ее пределами. В новой версии СНС различия между данными понятиями не проводятся, и дается определение внутренней (национальной) экономики , охватывающей деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

5. Экономические операции – взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Выделяют три группы операций между субъектами (табл. 2).

Таблица 2

Группы операций между экономическими субъектами

По характеру осуществления все экономические операции делятся на две группы:

· операции на компенсационной основе . Это операции, предполагающие наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товары, услуги, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

· Трансферты, или односторонние операции. Этоэкономические операции, в результате которых одни хозяйственные единицы передают другим единицам безвозмездно товары, услуги или активы. Таким образом, трансферты – это операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность). Трансферты не включаются в стоимость ВВП, так как в результате таких выплат не производится нового товара, а лишь происходит перераспределение совокупного дохода. Классификация трансфертов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация трансфертов

По форме По характеру По участникам
1. В денежной форме. 2. В натуральной форме (например, бесплатное предоставление лекарств) 1. Текущие – перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы; добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды; гуманитарная помощь; страховые премии и возмещения и т.д. 2. Капитальные – финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета; возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий; безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам; безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы 1. Частные – выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица. 2. Государственные – выплаты государства домашним хозяйствам по системе социального обеспечения и предприятиям в виде субсидий

6. Экономические активы – объекты, находящиеся в собственности экономических единиц, позволяющие извлекать экономическую выгоду от владения ими или от их использования. Классификация экономических активов, используемая в СНС, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Классификация экономических активов

Нефинансовые активы – объекты, от которых их владельцы получают экономические выгоды путем использования этих активов в экономической деятельности или хранения в качестве запаса стоимости.

Нефинансовые произведенные активы – активы, созданные в результате производства. Подразделяются на основной и оборотный капитал, а также ценности.

Основной капитал – это совокупность воспроизводимых активов, которые многократно участвуют в процессе производства, и срок службы которых превышает один год. Основной капитал подразделяется на материальный и нематери­альный.

К материальному основному капиталу относятся жилые и не­жилые здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, культивируемые природные активы (рабочий и продуктив­ный скот, плодовые сады и другие насаждения), исторические памятники (используемые для производства культур­ных и развлекательных услуг и вследствие этого рассматриваемые как основной капитал) и т.д. В основной капитал включены также некоторые виды военного оборудования, которые могут ис­пользоваться не только для военных целей, но и для гражданских нужд (аэродромы, автомобили и т.д.).

Категория «материальный основной ка­питал» по методологии СНС отличается от категории «основные фонды», принятой в отечественной практике учета и статистики. Так, в состав материального основного капитала включается стоимость не­завершенного строительства зданий и сооружений и незавершенного производства, если оно перешло в собственность владельца, а в стоимость основных фондов включаются лишь полностью законченные объекты. В стоимость основных фондов не включается также стоимость жилья и хозяйственных построек, принадлежащих гражданам как физическим лицам.

К нематериальному основному капиталу относятся объекты, созданные трудом человека и представляющие собой общедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. Стоимость данных объектов оп­ределяется заключенной в них информацией, поэтому их относят к нематериальным активам. Сюда включают затраты на разведку по­лезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произ­ведения развлекательного жанра, литературы и искусства (фильмы, звуковые записи, рукописи и т.д.) и другие нематериальные активы.

Запасы материальных оборотных средств включают в себя сырьё и материалы, незавершённое производство, запасы товаров в сфере обращения, готовую продукцию и товары для перепродажи. Сюда отно­сятся также государственные запасы и резервы зерна, стратегических материалов и других товаров, имеющих особое значение для страны. Особенность этой части активов состоит в том, что они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою натурально-вещественную форму и их стоимость полностью входит в стоимость изготавливаемой из них продукции и услуг.

Ценности – дорогостоящие товары длительного пользования, основная функция которых – сохранение своей стоимости. Они включают в себя запасы драгоценных камней и металлов, антиквариат и другие предметы искусства, коллекции, сувениры и пр.

Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом процесса производства. Они либо созданы природой, либо являются результатом юридических или учетных дей­ствий. Эти активы также подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным относятся те ак­тивы, которые являются объектом собственности, могут приносить доход своему владельцу, и право владения которыми может быть пере­дано: земля, разведанные залежи полезных ископаемых, подземные водные ресурсы и некультивируемые (естественные) био­логические ресурсы, вовлеченные в экономический оборот.

Нематериальные непроизведенные активы представляют собой документы, дающие право их владельцам заниматься какой-либо кон­кретной деятельностью, недоступной другим хозяйственным единицам. «Гудвилл» отражает совокупность факторов, побуждающих клиентов вновь прибегать к услугам данной организации: репутация, название фирмы, ноу-хау, запатентованные способы производства и т.д.

Финансовые активы – объекты, в отношении которых осуществляются права собственности, а институциональные единицы получают экономическую выгоду в результате владения или использования таких объектов в течение определенного времени. В СНС отражаются следующие группы финансовых активов:

Монетарное золото – централизованный запас золота в слитках или монетах, хранящийся в государственных денежно-кредитных учреждениях. Специальные права заимствования (СПЗ) являются международными резервными активами, создаваемыми и распределяемыми МВФ, и представляют собой гарантированное и безусловное право держателя на получение других резервных активов. СПЗ используются только на уровне правительств через центральные банки и международные организации для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах МВФ.

Депозиты - денежные средства, переданные банку на хра­нение и подлежащие возврату с оплатой, определенной дого­вором процентной ставки.

Наличные деньги состоят из банкнот и монет, находящихся в обра­щении и используемых в качестве средства платежа.

Ценные бумаги, кроме акций, включают долговые обязательства - документы, выдаваемые заемщиком кредитору при получении заемных средств. К ним относятся: облигации различных видов, векселя, депозитные сертификаты.

Акции и другие виды долевого участия в капитале включают акции, а также различного вида паи.

К ссудам (займам) относятся финансовые активы, которые образу­ются, когда кредиторы предоставляют средства непосредственно должникам (например, соглашение о финансовом лизинге, потребительс­кий кредит, кредит на покупку в рассрочку, соглашение о про­даже ценных бумаг с последующим их выкупом и др.).

Страховые технические резервы создают страховые органи­зации как финансовые посредники, которые перераспределяют вре­менно свободные средства держателей страховых полисов и принимают на себя обязательства по выплате страховых воз­мещений при наступлении страховых случаев. Страховые тех­нические резервы включают: резервы по страхованию жизни и резервы пенсионных фондов; резервы предстоящих платежей по другим видам страхо­вания, кроме страхования жизни.

Другие счета дебиторов и кредиторов включают ранее неквалифицированные элементы, к которым относятся торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.

Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовыми обязательствами называется чистой стоимостью капитала .

Сущность и задачи СНС.

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС,сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

Измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

Выявление существующих тенденций в экономике;

Организация экономической политики государства.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС

В СНС используется несколько классификаций.
Первая классификация - группировка хозяйственных единиц по отраслям. В группировке хозяйственных единиц по отраслям единицей классификации является заведение - предприятие или его часть, занятое преимущественно одним видом производственной деятельности, по которой имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции.
Отраслью в СНС называется совокупность заведений, которые расположены территориально в одном месте и заняты одним видом основной производственной деятельности.
Отрасли классифицируются по четырем категориям:
1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги;
2) отрасли, производящие нерыночные услуги силами государственных учреждений;
3) отрасли, производящие нерыночные услуги силами частных коммерческих организаций;
4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

Вторым типом классификации при построении СНС является группировка единиц по институциональным секторам. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица - хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся инсти­туциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства, и являются хозяйствующими субъектами.
Сектор – это группа институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат.
Институциональные единицы группируются по шести секторам:
"Нефинансовые предприятия";
"Финансовые учреждения";
"Государственные учреждения";
"Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";
"Домашние хозяйства";
"Остальной мир".

Классификация счетов

СНС РФ включает следующие группы счетов:

Секторов экономики

Отраслей экономики

Отдельных экономических операций

Экономики в целом (консолидированные счета)

Счета для секторов экономики подразделяются на текущие счета, счета накопления, балансы активов и пассивов.

Текущие счета секторов экономики включают:

Счет производства

Счет образования доходов

Счет распределения первичных доходов

Счет распределения вторичных доходов

Счет использования располагаемого дохода

Счет операций с капиталом.

Счет производства разрабатывается с целью характеристики результатов производства продукции и услуг. Он является ключевым с точки зрения содержания.

Вопрос 32. Макроэкономические показатели и их взаимосвязь. Расчет ВВП производственным, распределительным методом и методом конечного использования

Макроэкономические показатели и их взаимосвязь

Макроэкономические показатели - сводные, агрегированные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в экономике. Их можно разделить на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков – сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, пример запасов – накопленный в результате капитал, государственный долг.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

1. К элементам системы национальных счетов не относят...

–: совокупность счетов СНС

–: совокупность хозяйственных единиц

–: совокупность секторов экономики

+: план счетов бухгалтерского учета

2. Совокупность накопленных ресурсов страны, ее экономических активов, необходимых для осуществления процесса производства и обеспечения жизни ее жителей называется …

–: институциональным сектором

–: системой национальных счетов

+: национальным богатством

–: валовым национальным продуктом

3. В СНС не требуется составления полного набора счетов для сектора экономики …

–: некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

–: нефинансовые предприятия

+: остальной мир

–: финансовые учреждения

4. Резидентами России являются …

+: иностранные компании и банки, находящиеся на экономической территории страны более года

–: иностранные студенты

–: сотрудники иностранных посольств

–: иностранные военнослужащие

5. В структуру СНС входит баланс …

+: денежных доходов и расходов населения

–: трудовых ресурсов

–: активов и пассивов

–: основных фондов

6. К группам счетов для секторов экономики в СНС относятся …

+: счета накопления

–: счета образования доходов

–: финансовые счета

+: балансы активов и пассивов

7. К консолидированному счету производства балансирующей статьей является …

–: валовой национальный располагаемый доход

+: валовой внутренний продукт

–: валовая прибыль и валовые смешанные доходы

–: валовой национальный доход

8. Оплата труда и факторы производства отражаются в графе «Использование» счета …

–: распределения первичных доходов

+: образования доходов

–: счета конечного использования

–: производства товаров и услуг

9. Счета в СНС составляются …

+: по секторам, отраслям и по экономике в целом

–: только по отраслям экономики

–: только по экономике в целом

–: только по секторам экономики

10. В странах с развитой рыночной экономикой макростатистические показатели рассчитываются на основании …

–: платежной системы государства

– платежного баланса

+: системы национальных счетов

–: баланса народного хозяйства

11. Какие важнейшие приемы бухгалтерского учета использованы в СНС?

+: принцип двойной записи операций

–: записи в счетах относятся к каждой отдельной хозяйственной операции

–: использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ

–: в счетах СНС различают две части: дебет и кредит

12. Экономическая территория страны не охватывает …

–: посольства страны и других государств

–: территориальные воды

+: военные и научные базы других государств

–: национальное воздушное пространство

13. Экономическим оборотом в СНС называется …

–: территориальное перемещение институциональных единиц

–: обмен экономической информацией между хозяйствующими субъектами

+: движение товаров и доходов в стоимостной форме

–: отражение активов и обязательств товаропроизводителей на счетах бухгалтерского учета

Группировки и классификации в системе национальных счетов

1. Система классификации в СНС включает …

+: экономические операции

–: временя выполнения операций

–: формы собственности

2. В состав капитальных трансфертов включаются…

–: прямые текущие налоги на доходы

–: взносы по социальному страхованию

+: безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах

–: возмещение убытков от стихийных бедствий

3. В статистике системы национальных счетов в составе сектора «Экономика в целом» выделяются (согласно КИЕС) следующие из нижеперечисленных секторов …

–: дальнее зарубежье

+: финансовые корпорации

+: государственное управление

–: ближнее зарубежье

4. Операции с доходами не включают…

+: экспорт товаров и услуг

+: приобретение финансовых активов

–: перераспределение доходов

+: распределение добавленной стоимости

5. В статистике системы национальных счетов к операциям с товарами и услугами относят …

+: субсидии

+: выпуск продукции

+: импорт товаров и услуг

Для выявления проблем недостаточного воспроизводства или выявления факторов успеха экономики пользуются совокупностью методов измерения производственной деятельности экономики. Совокупность этих методов образует систему национальных счетов.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:

  • Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.
  • Сравнивая показатели за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.
  • СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.

Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.

Основные показатели системы национальных счетов:

  • Национальное сбережение
  • Чистое кредитование
  • Чистое заимствование

Взаимосвязь показателей экономической деятельности показана ниже.

Каждому из системы национальных счетов, как правило, соответствует аналог, рассчитываемый на уровне отдельного производителя, хозяйствующего субъекта. Результаты экономической деятельности определяются на основе системы показателей.

Показатели экономической деятельности и методика их расчета:

  • ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги
  • ПП — Промежуточное потребление
  • ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ — ПП + НДС + ЧНИ
  • ВВП — = ∑ВДС = ∑ВВ — ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов
  • НДС — Налог на добавленную стоимость
  • ЧНИ — Чистый налог на импорт
  • ЧНП — Чистый налог на продукт
  • ЧВП — = ВВП — ПОК
  • НД — = ВВП — ПОК
  • ПОК — Потребление основного капитала
  • ВПЭ — Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов
  • ЧПЭ — Чистая прибыль экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ — ПП) — (ОТ + ЧН + ПОК)
  • РНД — Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ
  • ВРНД — Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП
  • ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД — ПОК
  • ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД — КП
  • Сб — Сбережение = Дт — Рт
  • Дт — Доходы текущие
  • Рт — Расходы текущие
  • ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы
  • ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС — ПОК
  • П — Продукты

Система национальных счетов сформулирована в концепциях, категориях и терминах . Рассмотрим те из них, без понимания которых невозможно дальнейшее изучение курса СЭС.

Исходной для баланса народного хозяйства и системы национальных счетов является концепция экономического производства и экономической деятельности.

Экономическое производство — это сфера, где происходит производство национального продукта.

По марксистской концепции в балансе народного хозяйства к сфере экономического производства относилось только материальное производство, т. е. те отрасли экономики, в которых происходило создание конкретных материальных благ: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производственной сферы, торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки сельскохозяйственной продукции и прочие отрасли материального производства.

В Системе национальных счетов применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д., поскольку такую деятельность оценить весьма сложно.

Отсюда видно, что экономическая деятельность — это все виды деятельности по производству товаров и услуг, предназначенных для рынка.

Производственная деятельность отличается от экономической на величину неоплаченных личных услуг, которые производятся домашними хозяйствами для собственного потребления: приготовление пищи, воспитание детей, уход за больными, престарелыми и детьми, уборка и ремонт жилья, ремонт и обслуживание домашнего имущества, транспортных средств и инвентаря, принадлежащего домашним хозяйствам, а также перевозка членов домашних хозяйств и домашнего имущества.

Иной является в системе национальных счетов и концепция определения роли различных в создании стоимости .

В отличие от марксистской теории, признающей только один фактор производства — труд, согласно концепции Системы национальных счетов факторами, участвующими в создании стоимости, считается не только труд, но и земля и капитал.

Центральной категорией системы национальных счетов является экономический оборот , под которым понимается общественного продукта. В системе национальных счетов он представлен как производство, потребление и накопление национального продукта. Участниками экономического оборота выступают институционные единицы, объединенные в секторы экономики.

Институционная единица — это такая единица хозяйствования, которая владеет активами, обладает правом ведения хозяйственной деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет полную ответственность по своим обязательствам.

Активы — это экономические объекты, в отношении которых институционные единицы (индивидуально или коллективно) осуществляют право собственности и от которых могут быть получены экономические выгоды в виде прибыли, доходов от собственности и др.

С понятием активов неразрывно связано понятие пассивов — источников формирования активов.

Различают две группы институционных единиц:

  • (предприятия, корпорации, банки, страховые компании, органы государственного управления и др.);
  • домашние хозяйства — группа лиц (или одно лицо), проживающих в одних и тех же помещениях, объединивших все свои доходы и материальные ценности (или часть их) и совместно осуществляющих расходы на потребление товаров и услуг, главным образом на жилье и продукты питания.

Институционные единицы классифицируются по критерию их интересов в отношении страны на резидентов и нерезидентов.

Экономическая территория — это территория, находящаяся под административным управлением правительства, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капиталов. В нее входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция данной страны, "территориальные анклавы" в других странах мира — участки земли на территории других стран, используемые правительством на условиях аренды или права собственности для дипломатических, научных или других целей. В них размещаются посольства, консульства, торговые и другие представительства данной страны за рубежом.

Резиденты — это физические или юридические лица, проживающие в данной стране не менее 12 месяцев и имеющие в ней центр экономических интересов. Центр экономических интересов нерезидентов переносится на экономическую территорию других стран. К нерезидентам относятся органы государственного управления зарубежных стран, международные организации, их представительства и офисы, иностранные посольства, расположенные в данной стране; зарубежные предприятия, включая расположенные за границей предприятия владельцев данной страны; частные лица, обычно проживающие за рубежом, в том числе прибывающие в данную страну. Сфера экономической деятельности резидентов соотносится с внутренней экономикой. А национальная экономика дополняется операциями экономической деятельности нерезидентов на экономической территории страны за вычетом результатов деятельности резидентов за границей.

Экономические операции в системе национальных счетов

Все рассмотренные выше широко используются в системе национального счетоводства. Система национальных счетов (СНС) служит не только макроэкономическим задачам в целом, но и направлена на практические цели, а именно: информировать субъектов хозяйственной деятельности об экономических процессах в стране, чтобы последние могли принимать взвешенные и экономически эффективные решения.

Система национальных счетов — это специальные балансы, в которых отражены, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип ). Система национальных счетов — это своеобразные таблицы для выражения равновесных состояний совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Полагается, что счета ведут агенты — участники экономических отношений.

Среди этих агентов можно выделить пять типов:

  • нефинансовые предприятия: все агенты, чья функция — производство товаров и услуг в целях получения денег;
  • домашние хозяйства: семейные ячейки, функции которых — потребление;
  • администрация — государственные учреждения, а также частный административный аппарат (профсоюзы и др.), которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка, а также все те агенты, чьей функцией является распределение стоимостей, созданных производством;
  • финансовые учреждения (банки, кредитные, страховые и аналогичные им учреждения);
  • заграница — агенты за пределами территории страны.

Агенты ведут счета основных экономических операций исходя из следующего: всякая операция имеет плательщика и получателя и записана один раз как использование и один раз как ресурсы (принцип двойной записи) так, что для каждой большой категории операций имеет место равновесие (все использование = всем ресурсам). Тогда можно построить сводную макроэкономическую таблицу, которая покажет равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с точки зрения баланса ресурсов и их использования главными агентами производства.

Важнейшие виды счетов:
  • Счет производства — баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей.
  • Счет валовой добавленной стоимости — баланс производства доходов и возмещения основного капитала через амортизацию в продукте.
  • Счет эксплуатации — баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенным налогам.
  • Счет распределения — баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи.
  • Счет капитала — баланс финансирования инвестиций (чистых), увеличения запасов и т.д.
  • Финансовый счет — итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Приведем примеры двух счетов — распределения доходов предприятий и капитала и финансовых операций домашних хозяйств (табл. 1.2 и 1.3).

Что касается нашей страны, то применение системы национальных счетов сориентировано на необходимость перехода к макроэкономическому моделированию рыночных процессов и обеспечения методологического единства при исчислении показателей для целей международных сопоставлений. Важным условием внедрения системы национальных счетов явилось исчисление с 1988 г. органами статистики показателя ВНП.

Национальные счета Российской Федерации- это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, целью которой является получение полной картины экономической деятельности страны. Результаты, т.е. продукты, услуги, товары, нерыночные услуги, а также трансферты в СНС РФ трактуются следующим образом:

  • Продукты — результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию).
  • — результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера.
  • — продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства. Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются по соглашению как товары.
  • Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению.
  • Трансферты — перераспределенные потоки доходов: они представляют собой односторонние безвозмездные передачи доходов как в денежной, так и в натуральной форме, осуществляемые в целях перераспределения доходов и сбережений. Другими словами, трансферты не вызывают потоков доходов, продуктов и услуг в обратном направлении.

Система национальных счетов (СНС) РФ включает следующие счета:

  • счета внутренней экономики (продукты и услуги, производство, образование доходов, распределение доходов, капитальные затраты, финансовый счет),
  • счета внешнеэкономических связей или "остального мира" (текущие операции, капитальные затраты, финансовый счет).

Сводка этих счетов приведена в табл. 1.4.

Кроме того, в системе национальных счетов для более детального макроэкономического анализа на национальном уровне в виде счетов представлены и важнейшие экономические операции.

Все экономические операции в системе национальных счетов делятся на три основные группы:

  • операции с продуктами и услугами (производство, обмен и использование продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства, включая и те из них, которые созданы в прошлые периоды, а также получены в качестве импорта);
  • распределительные операции (операции, целью которых является распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений);
  • финансовые операции (относятся к изменениям финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики).

Таким образом, национальные счета представляют собой систему с высоким уровнем детализации внутренней структуры, они являются незаменимой основой для проведения расчетов на макроэкономическом уровне, служат эффективным инструментом общего механизма регулирования национальной экономики.