Карьера

Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа. Правы ли сотрудники налоговой инспекции, отказав в решении об уточнении налоговых платежей? Когда налоговая делает решение об уточнении платежа

ФНС РФприказом от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ впервые утвердила единые правила исправления ошибок в поручениях. Документ вступает в силу 1 декабря 2017 года, но пользоваться новым порядком можно уже сейчас.

Если Вы ошибетесь в статусе, основании, налоговом периоде, а также ИНН и КПП плательщика платежи не зависнут в казначействе.

Если ошибетесьв КБК, ИНН и КПП получателя , то инспекторы сначала направят уведомление об уточнении в казначейство, а решение об уточнении примут за 10 рабочих дней после заявления и сообщат об этом компании. Если у компании есть личный кабинет на сайте ФНС, то информация об уточнениипоявитсяв нем.

Уточнять платежки по старым и новым взносамнужнопо-особому. ФНС и ПФР уже договаривались о едином порядке (письмо ФНС России, ПФР от 06.06.2017 № 3Н-4-22/10626а/НП-30-26/8158 ). Теперь он будет прописан в приказе ФНС.

Ø Уточнение платежа в ИФНС по страховым взносам: образец 2017.

Платежки в ПФР и ФСС, которые компания внесла после 1 января 2017 года, надо уточнять в налоговой. Осталась неясность с уточнением платежей в ФСС. В новом порядке об особом уточнении взносов на случай временной нетрудоспособности ничего не сказано. Из разъяснений следует, что уточнять платежи за 2017 год и позже нужно через налоговую инспекцию. Платежки за более ранние периоды уточнит фонд. В том числе по платежам за 2016 год, которые компания перечислила в 2017 (письмо ФНС России от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931@ ). Остальные взносы этого года уточняйте через налоговиков.

Алгоритм уточнения платежа в ИФНС 2017.

Направьте заявление в инспекцию. § Заявление в инспекцию можно направить на бумаге или по электронке. § Платежи, которые ПФР уже разнес по лицевым карточкам застрахованных, уточнить не получится. Поэтому налоговики сделают запрос в ПФР. Фонд ответит в течение 5 рабочих дней, а после этого инспекторы примут свое решение. § Для взносов в ФСС таких ограничений нет. Стандартный срок ответа на письменный запрос - 30 дней. § О своем решении инспекторы уведомят Вас в течение 5 рабочих дней после того, как примут запрос (п. 7 ст. 45 НК РФ ). Проверьте карточку расчетов с бюджетом. § После того как инспекция отразит изменения в лицевом счете компании, закажите у налоговиков справку о состоянии расчетов по взносам или акт сверки. Заявление о сверке расчетов можно принести в инспекцию лично, отправить по почте или электронно. § Справку инспекция выдаст через 5 рабочих дней. § Если сведения из справки не соответствуют Вашим данным, стоит провести с налоговиками сверку расчетов и обсудить расхождения.

Образец заявления в ИФНС об уточнении платежа по взносам 2017.



Ø Уточнение платежа в ИФНС по налогам: образец 2017.

У компании могла возникнуть недоимка по налогу, например по НДФЛ из-за ошибок в поле 107. Здесь надо заполнить налоговый период. Но если компания записала не тот месяц или прошлый год, программа вычеркивает эти платежи. В итоге в карточке висит начисленный налог из расчета 6-НДФЛ, на который капают пени. Чтобы обнулить недоимку, надо уточнить платеж - подать заявление в ИФНС произвольной форме.

В документе сообщите, что допустили неточность в платежке. Затем напишите, какое значение правильное, и попросите уточнить его, а также обнулить пени. Приложите копию платежки.

Кодекс называет две ошибки, из-за которых налог не считается уплаченным. Это неверный счет или название банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ ). А вот другие сведения можно уточнять: статус плательщика, КБК, налоговый период и др. (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31 ).

Образец заявления в ИФНС об уточнении платежа по налогу 2017.



Ø Уточнение платежа по взносам в фонде.

Заявление об уточнении подавайте в ПФР. Составьте его в свободной форме. Фонд рассмотрит заявление в течение 5 рабочих дней и отправит решение в инспекции. Специалисты ПФР сразу пересчитают пени, которые программа начислила на ошибочные долги, и тоже сообщат о пересчете инспекторам.

Алгоритм уточнения для платежек, которые компании оформили до 1 января 2017 года, следующий .

Действия Комментарии
Составьте заявление на уточнение. Компания вправе уточнить платежку за 2016 год, если взносы попали в невыясненные. § Для этого подайте заявление. ПФР не станет уточнять платежи, которые разнес по лицевым карточкам застрахованных. Закон не устанавливает срок, в течение которого фонд разносит данные. Поэтому узнать, можно ли уточнить платеж, получится только по заявлению. § Документ составьте в свободной форме. В нем запишите реквизиты платежки с ошибкой. Затем напишите правильные значения реквизитов, которые нужно исправить: основание, тип платежа, ИНН, КПП, налоговый период и пр. § Приложите копию ошибочной платежки с отметкой банка.
Направьте заявление в фонд. § Заявление в фонд подайте на бумаге лично или по почте, либо направьте по интернету с усиленной квалифицированной подписью. ПФР обещает рассмотреть обращение в течение 5 рабочих дней и принять решение об уточнении. В ФСС точных сроков не дают. § Из-за ошибки в поручении могли накапать пени. После уточнения фонд отразит платеж датой, когда компания направила деньги. Поэтому пересчитает пени, но только за период до 1 января 2017 года. § Решение об уточнении ПФР передаст налоговикам. Те исправят сведения об оплате в карточке и пересчитают пени, которые начислили после 1 января 2017 года. § Если Вы уточняли КБК или тип платежа, то сначала инспекторы проведут уточнение через казначейство (приказ ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@). Поэтому уточнение может затянуться.
Закажите сверку с инспекцией. Инспекторы не станут сообщать, что исправили сведения в карточке. Поэтому потом стоит пройти сверку с налоговой. Заказать сверку можно в любое время (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ). § Для этого подайте заявление на сверку, либо запросите справку о расчетах. Заявление на бумаге составьте в свободной форме. § Также сверку можно заказать оперативно через оператора электронного документооборота или в личном кабинете на сайте ФНС.

Образец заявления в фонд об уточнении платежа 2017.

Правы ли сотрудники налоговой инспекции, отказав в решении об уточнении налоговых платежей?

Статья даст инструкцию как заполнить платежное поручение, как перечислить налоги за прошлые периоды в бюджет предпринимателю.

Вопрос: При перечислении налогов за прошлые периоды был указан в платежном поручении обобщенный КБК, не указано налог это или пеня. По нашему мнению это не повлекло за собой неперечисление сумм налогов в бюджетную систему РФ. Но наша налоговая инспекция считает по другому, поскольку точно не был указан разряд КБК (налог, пеня, штраф), то эти суммы попали на другие налоги. Мы написали письмо с просьбой принять решение об уточнении налоговых платежей. Нам ответили устно, хотя мы просили их уведомить нас письменно, что это невозможно. Правы ли сотрудники налоговой инспекции? Нам в третий раз приходит требование об уплате одних и тех же налогов.

Ответ: Нет, сотрудники налогового органа не правы.

Вам необходимо инициировать проведение совместной сверки расчетов и письменно заявить об уточнении платежа.

В данном случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган должен принять решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (в данном решении
поле "Код причины уточнения" заполняется в зависимости от кода причины: 12 - отсутствует или неверно указано основание платежа;).

При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

При отсутствии в платежном документе основания платежа (106 поле) платеж в носится в карточку расчетов с бюджетом по указанному КБК на любой вид платежа (текущий, задолженность прошлых периодов, пени, штрафа) и подлежит уточнению или зачету.

При наличии задолженности по налогу и переплате по пени на одном коде бюджетной классификации (КБК) налоговый орган вправе самостоятельно без заявления налогоплательщика провести зачет указанных сумму с налога на пени либо с пени на налог.

Как заполнить платежное поручение

Чтобы не ошибиться в заполнении платежного поручения, воспользуйтесь программой, размещенной на сайте http://www.nalog.ru (на сайте найдите вкладку «Электронные сервисы», далее - «Заполнить платежное поручение»). Эта программа разработана ФНС России специально для налогоплательщиков и позволяет составить платежное поручение с указанием реквизитов конкретной организации.

Поле платежного поручения Как заполнить
КБК
104 Код бюджетной классификации (20 цифр)
ОКТМО
105 В платежном поручении организация должна указывать ОКТМО в соответствии с Общероссийским классификатором , утвержденным приказом Росстандарта от 14 июня 2013 № 159-СТ (8 цифр)
Основание платежа
106 0 Взносы на травматизм
ТП Налоговые платежи (страховые взносы) текущего года
ЗД Добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования налоговой инспекции об уплате налогов (сборов, страховых взносов)
ТР Погашение задолженности по требованию налоговой инспекции об уплате налогов (сборов, страховых взносов)
РС Погашение рассроченной задолженности
ОТ Погашение отсроченной задолженности
РТ Погашение реструктурируемой задолженности
ПБ Погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
ПР Погашение задолженности, приостановленной к взысканию
АП Погашение задолженности по акту проверки
АР Погашение задолженности по исполнительному документу
ИН Погашение инвестиционного налогового кредита
ТЛ Погашение учредителем (участником) организации-должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе банкротства
ЗТ Погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
Налоговый период и номер документа
Значение поля 106 «Основание платежа» Значение, которое должно быть указано в поле 107 «Показатель налогового периода»

Значение, которое должно быть указано в поле 108 «Номер документа»

При заполнении поля знак «№» не проставляйте

ТП, ЗД См. таблицу 0
ТР Срок уплаты, установленный в требовании об уплате налогов (сборов). Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер требования об уплате налогов (страхового взноса, сборов)
РС Дата уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с установленным графиком рассрочки. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о рассрочке
ОТ Дата завершения отсрочки. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения об отсрочке
РТ Дата уплаты части реструктурируемой задолженности в соответствии с графиком реструктуризации. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о реструктуризации
ПБ Дата завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом
ПР Дата завершения приостановления взыскания. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о приостановлении взыскания
ИН Дата уплаты части инвестиционного налогового кредита. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
АП 0 Номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
АР 0 Номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства
0 0 0
Налоговый период, если основание платежа имеет значение «ТП, ЗД»
Значение, которое принимает поле Описание
Первые два знака показателя предназначены для определения периодичности уплаты налога (страхового взноса, сбора), установленной законодательством о налогах и сборах
МС Месячные платежи
КВ Квартальные платежи
ПЛ Полугодовые платежи
ГД Годовые платежи
Дата документа основания платежа
Код основания платежа (поле 106) Какая дата проставляется в поле 109
ТП дата подписания налоговой декларации (расчета)
ЗД «0»
ТР дата требования налогового органа об уплате налога (страхового взноса, сбора)
РС дата решения о рассрочке
ОТ дата решения об отсрочке
РТ дата решения о реструктуризации
ПБ дата принятия арбитражным судом решения о введении процедуры банкротства
ПР дата решения о приостановлении взыскания
АП дата решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
АР дата исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства
ИН дата решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
ТЛ дата определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику

Налоговый Кодекс РФ

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.294Как заполнить каждое поле в платежном поручении по налогам и страховым взносам Приказ Минфина "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему...

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.4
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком (за налогоплательщика) налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.1

Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.1

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.1
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.3

5. Введена процедура уточнения платежа

для исправления в платежных поручениях ошибок,

которые не привели к неперечислению налога

на соответствующий счет Федерального казначейства

По новым правилам только два вида ошибок при заполнении платежного поручения приводят к возникновению недоимки. Это неправильное указание номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Для всех остальных ошибок, которые не привели к неперечислению налога в бюджетную систему на соответствующий счет, в п. 7 ст. 45 НК РФ предусмотрен механизм исправления путем подачи заявления об уточнении платежа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие перечисление налога в бюджет. Налоговый орган может провести сверку либо запросить у банка платежное поручение на перечисление налога, после чего принимает решение об уточнении платежа.

Одновременно с этим налоговый орган обязан произвести перерасчет пеней, начисленных налогоплательщику со дня фактической уплаты налога по день принятия решения об уточнения платежа. Следует учесть, что до принятия решения пени начисляются, и пока решение не принято, налоговый орган может потребовать их уплаты, тем более что срок вынесения решения об уточнении платежа не определен Налоговым кодексом РФ.

Обращаем Ваше внимание, что подать заявление об уточнении платежа можно также при совершении самой распространенной ошибки - неправильном указании КБК. При этом не имеет значения, был ли в результате ошибки налог зачислен в тот же бюджет или нет. Ведь, как указано в п. 7 ст. 45 НК РФ, подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. А при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему. Бюджетная система РФ, как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса, - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому даже если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, заявление об уточнении платежа подать можно.

Такой подход разделяет и финансовое ведомство. Минфин России в Письме от 13.09.2006 N 03-02-07/1-249 указал, что если в платежном поручении правильно указаны счет Федерального казначейства и банк получателя, то налог подлежит перечислению в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства и обязанность по уплате налога признается исполненной. В этом же Письме Минфин РФ признал возможность исправления ошибки в КБК путем подачи заявления об уточнении платежа.

До вступления в силу указанных изменений суды признавали неправомерным начисление пеней в том случае, если платеж попадал в тот же бюджет (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.09.2006 N А82-2783/2006-20, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2006 N А74-4342/05-Ф02-2461/06-С1, Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2006 N КА-А40/8483-06, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2006 N А05-11712/2005-28, Постановление ФАС Уральского округа от 15.08.2006 N Ф09-7105/06-С2, Постановление ФАС Центрального округа от 09.08.2006 N А54-5215/2005-С4 и др.). Поэтому если уплаченный до 2007 года по платежному поручению налог попал в тот же бюджет, то решение налогового органа о доначислении пеней возможно обжаловать в суде.

Новый порядок распространяется также на пени и штрафы (п. 8 ст. 45 НК РФ). Однако он не применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Письмо Минфина РФ от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3).

Пересчет пеней в 2007 году

Минфин России указывает, что согласно п. п. 9 и 10 ст. 7 Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые были излишне уплачены (взысканы) до 1 января 2007 г. и подлежат возврату, должны возвращаться в порядке, действовавшем до 1 января 2007 г. С 1 января 2007 г. до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ согласно бюджетному законодательству Российской Федерации.

Поэтому финансовое ведомство говорит о том, что пересчет пеней в 2007 г. также должен производиться в пределах сумм поступлений этого налога, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Пересчет пеней может осуществляться при уточнении КБК по налогу, доход от которого подлежит зачислению в соответствующий бюджет (в пределах одного ОКАТО) по нормативу отчислений, установленному в размере 100 процентов, либо по иным нормативам отчислений, установленным в одинаковом размере по тем КБК, по которым производится уточнение. Минфин России приводит примерный перечень КБК по доходам от налогов, которые подлежат зачислению в 2007 г. в бюджеты по нормативам отчислений, равным 100 процентам.

Если налогоплательщик, заполняя платежное поручение, допустил ошибку в указании кода ОКАТО, то в 2007 г. пересчет пеней на сумму налога, подлежащую перечислению в местный бюджет, производиться не должен. Вместе с тем, если сумма налога в 2006 г. была отнесена к "невыясненным поступлениям" в связи с указанием (за налоговые периоды до 1 января 2006 г.) кодов ОКАТО муниципальных образований, реорганизованных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пересчет пеней возможен.

Следовательно, по мнению финансового ведомства, полный пересчет ("снятие") пеней возможен в том случае, если в результате ошибки в платежном поручении сумма налога была перечислена полностью в тот же бюджет. В иных случаях пересчет пеней не производится вообще (если бюджеты разные) либо производится частично (в той части, в которой сумма налога в соответствии с действующими нормативами отчислений поступила в требуемый бюджет). ФНС России также придерживается данного подхода (Письмо ФНС России от 03.09.2007 N 10-1-03/3566).

По данному вопросу необходимо отметить следующее. Действительно, в 2007 г. согласно п. п. 9 и 10 ст. 7 Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) пеней возможен лишь в пределах поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Однако такие ограничения установлены именно для зачета и возврата, но не для перерасчета пеней: ни ст. 45 НК РФ, ни ст. 7 Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ не содержат на сей счет никаких ограничений.

В случае когда при допущенной ошибке в платежном поручении налоговый орган начислил пени и эти пени были уплачены (взысканы), зачет (возврат) пеней действительно должен проходить в порядке, предусмотренном ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Однако если налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибку в платежном поручении и обращается в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа (при этом пени не уплачивались и не взыскивались), то производить пересчет пеней с учетом ограничений, указанных в Письмах Минфина РФ от 19.12.2006

" № 6/2017

С 01.12.2017 вступает в силу новый порядок работы ИФНС с невыясненными платежами.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

    номера счета Федерального казначейства;

    наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

    платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

    платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

    платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

    платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

    платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

    платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками.

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

    отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

    не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

    несоответствие ИНН наименованию плательщика;

    отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

    указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

    отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

    налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

    уплата налога производится за третьих лиц;

    отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

    отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

    отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению:

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов.

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.