Вклады

Природно-ресурсный потенциал россии, его рациональное использование и роль в развитии регионов. Ресурсный потенциал региона В отличие от нас эти и некоторые другие страны использовали природные богатства для строительства новой экономики. Россия же - для

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (минеральных, водных, лесных, земельных и др.) и зависит от целого ряда факторов. Важнейшими из них являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования каждого вида природных ресурсов.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала территории возможна только в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. В литературе встречаются три возможных направления соизмеримости качественно различных природных ресурсов: с помощью балльной системы, стоимостных показателей и абсолютных энергетических показателей. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала, позволяющая сопоставить ценность природных ресурсов с другими производственными ресурсами. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала территории количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемами запасов, площадями, продуктивностью и т. п.).

Природно-ресурсный потенциал - важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, проведенной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потенциале СССР составляла 1,2%, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны - 0,9%. Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более благоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.

Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширять сырьевую и топливно-энергетическую базу страны. Изученность недр Беларуси на предыдущих этапах развития была недостаточной, а недостающие виды сырья и материалов можно было получить централизованным путем из других регионов СССР. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, поэтому необходимо уделить особое внимание проблеме расширения и укрепления собственной минерально-сырьевой базы.



Важное значение в достижении большей сырьевой независимости Республики Беларусь приобретает политика ресурсосбережения. Совершенствование технологий, снижение материало- и энергоемкости производства позволяют снизить потребление сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на 20-25%. Однако достижение такого уровня возможно только в течение 15-20 лет, что обусловлено серьезными организационно-правовыми и экономическими причинами (отсутствием необходимых законодательных актов, комплексных государственных программ ресурсосбережения, а также необходимых финансовых и материальных ресурсов).

Все ископаемые вещества (твердые, жидкие и газообразные) и геотермальная энергия сосредоточены в верхних слоях земной коры. Числовая оценка среднего содержания химических элементов в недрах Земли, различных типах горных пород производится с использованием кларка данного вещества (выражается в процентах, в г/т и др.). Более 99% массы земной коры составляют кларки следующих элементов: кислород - 47%; кремний - 29,6; алюминий - 8,05; железо - 4,65; кальций - 2,96; натрий - 2,50; калий - 2,5; магний - 1,87%. Знание кларков важно при поисках и промышленной оценке месторождений полезных ископаемых.

Полезным ископаемым (минеральное сырье) принято называть природное минеральное образование земной коры неорганического и органического происхождения, которое может быть использовано в народном хозяйстве.

Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколькими минералами (независимо от их практической ценности), получили название просто минеральных (геологических) месторождений. Те из них, которые представляют естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования, называются месторождениями полезных ископаемых. Минеральные скопления с небольшими запасами или бедными рудами (что делает разработку экономически нецелесообразной) принято рассматривать как рудопроявления. В случае усовершенствования техники добычи и извлечения полезных компонентов рудопроявления могут перейти в разряд промышленных месторождений.

Полезные ископаемые (минеральные ресурсы) в зависимости от области хозяйственного применения подразделяются на следующие группы:

топливно-энергетические (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды);

рудные, являющиеся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокситы, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, молибденовые, оловянные, сурьмяные руды, руды благородных металлов и др.);

горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные и магнезиальные соли, сера и ее соединения, барит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы);

природные (минеральные) строительные материалы и нерудные полезные ископаемые, а также поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз, и др.);

гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды).

Группировка минерально-сырьевых ресурсов носит условный характер, так как области хозяйственного использования одних и тех же полезных ископаемых могут быть различными. Например, нефть и газ - не только экономичные виды топлива, но и важнейшее технологическое сырье для химической промышленности.

Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных. Величина разведанных запасов минерального сырья изменяется в зависимости от размеров добычи полезных ископаемых, степени разведанности (прироста разведанных запасов), а также от развития геологических знаний о строении земной коры и возможных концентрациях полезных ископаемых в различных ее частях.

Данные геологической разведки позволяют вычислять объем тел полезных ископаемых, а при умножении объема на плотность определять запасы полезных ископаемых в весовом исчислении. При подсчете запасов жидких и газообразных полезных ископаемых помимо объемного метода применяется способ расчета по притокам в скважинах. Для некоторых месторождений полезных ископаемых, кроме того, подсчитывается количество содержащихся в них запасов ценных компонентов, например, запасы металлов в рудах. Запасы полезных ископаемых в недрах земли измеряются в кубических метрах (строительные материалы, горючие газы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руда), в килограммах (благородные металлы), в каратах (алмазы).

Величины запасов полезных ископаемых обладают различной достоверностью их подсчета, зависящей от сложности геологического строения месторождений и детальности их геологической разведки. По степени достоверности определения запасов они разделяются на категории. В странах СНГ, как и в бывшем СССР, действует классификация с разделением на четыре категории: А, В, С1 и С2.

Запасы категории А являются наиболее разведанными с точно определенными границами залегания и вполне подготовленными для добычи. К категории В относятся предварительно разведанные запасы полезных ископаемых с примерно определенными границами залегания. В категорию С1 включают разведанные в общих чертах месторождения с запасами, подсчитанными с помощью экстраполяции геологических данных. К категории С2 относятся перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений. Как правило, данные о запасах полезных ископаемых категорий А и В используются при разработке текущих планов и прогнозов развития народного хозяйства. Остальные категории запасов (С1 и С2) учитываются при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологоразведочных работ.

Запасы полезных ископаемых подразделяют также по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым - запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных - геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развития региона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного (экологического) потенциала. Величина природно-ресурсного потенциала, как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и т.п.) зависит от таких факторов, как:

перечень, номенклатура имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); количественные характеристики отдельных видов природных ресурсов (величина запасов, сроки их исчерпания и т.п.); качественные характеристики (содержание полезного вещества, калорийность, доступность и т.п.); возможность комплексного использования ресурсов.

Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потенциала региона возможна в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используются следующие направления соизмерения качественно различных природных ресурсов и определения природно-ресурсного потенциала региона:

с помощью балльной системы, когда эксперты оценивают значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма определенных таким образом «значимостей» всех имеющихся в регионе видов ресурсов с учетом «весов» - величин их запасов; на основе стоимостных (денежных) показателей, когда оцениваются и затем суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона; на базе абсолютных энергетических потенциалов, или условно-натурального метода, подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему основанию (например, разных энергоресурсов по калорийности 1 тонны условного топлива (т у.т.) или

1 тонны нефтяного эквивалента (т н.э.)).

Необходимо отметить, что осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала чаще всего характеризуют в натурально-вещественных показателях (площадь, объем запасов, продуктивность и т.п.).

Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов (рис. 2).

Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию – нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье, руды металлов, минеральное сырье и т.д.

Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию – местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.

В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение – природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) – агроклиматические условия и земельные ресурсы, местные удобрения и т.п.

К четвертому подразделению относится та часть природно-ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.

Необходимо указать, что природно-ресурсный потенциал региона изменяется в процессе природопользования, что обусловлено как истощением отдельных видов природных ресурсов и нерациональностью их использования, так и целенаправленной деятельностью человека по их восстановлению и улучшению (посадка лесов, устройство гидросооружений, мелиорация земель и т.п.).

Управление природопользованием в регионе. Важным элементом регионального управления является управление природопользованием в регионе, под которым понимается деятельность государства и местных органов управления по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны локальных экологических систем, а также обеспечения законности в эколого-экономических отношениях.

Необходимо отметить, что хозяйственный механизм природопользования отражает как важнейшие черты общенационального хозяйственного механизма, так и местную специфику регионов, обусловленную различиями в развитии и размещении производительных сил, масштабами производства, уникальностью природных комплексов и экологических систем, степенью антропогенного воздействия на окружающую среду. Окружающая среда, как объект управления, хотя в своей основе и неделима, однако, в каждом конкретном регионе весьма своеобразна. Вследствие такого дуализма объекта управления ему должна соответствовать и адекватная система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, а с другой – ее региональное своеобразие. Именно поэтому управление природопользованием в регионе сочетает в себе формы и методы организации и регулирования процессов природопользования на двух уровнях – общегосударственном и региональном (местном). Основная цель этого управления – обеспечение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды, а также сохранение, восстановление и развитие природно-ресурсного потенциала как отдельных регионов, так и страны в целом.

Управление природопользованием на государственном уровне осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, по отношению к которому являются подведомственными 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. На этом уровне осуществляется комплексное управление природопользованием в стране, государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов, проведение государственной экологической экспертизы, реализация государственных экологических программ. Эти же органы госуправления представляют и защищают юридические интересы общества и государства в целом в вопросах природопользования: направляют соответствующие представления в судебные органы, налагают штрафы, применяют другие санкции т.п. Преимущественно на общенациональном уровне управления природно-ресурсным потенциалом реализуется отраслевой принцип управления природопользованием, который состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране, рациональному использованию со стороны отраслей и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.

Наряду с проведением общенациональной политики управления природопользованием областные, городские и районные инспекции природных ресурсов реализуют территориальный принцип управления природно-ресурсным потенциалом региона. Совместно с областными, городскими, районными, поселковыми и сельскими Советами депутатов и исполкомами они разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их финансирование, материально-техническое обеспечение и контроль за их выполнением. Исполнительным комитетам в соответствии с Законом Республики Беларусь «О местных органах власти» (1991), «Об охране окружающей среды» (1992) предоставляется право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях, координировать всю природоохранную деятельность в регионе, принимать решения о запрещении деятельности юридических лиц, отдельных предприятий, производств, цехов, участков, находящихся на территории региона, либо о лишении права пользования местными природными ресурсами в случае загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов.

Вопросы управления природно-ресурсным потенциалом регионов как на общенациональном, так и на территориальном уровне частично находятся в компетенции таких министерств и ведомств, как:

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, который осуществляет учет земель, контроль за их использованием, руководство землеустроительной службой и т.п.; Министерство лесного хозяйства (в сельских районах - лесхозы), реализующее контроль за состоянием, использованием, воспроизводством и охраной лесов; Государственный комитет по гидрометеорологии, осуществляющий мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационного загрязнения природной среды; Министерство внутренних дел, которое силами экологической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств.

Полномочия местных органов власти законодательно детализируются по отдельным направлениям природопользования. Наиболее широко они отражены в Кодексе Республики Беларусь о земле, который четко разграничивает компетенцию областных, городских, районных и сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов власти в сфере земельных отношений.

Так, к компетенции местных органов власти относятся:

предоставление и изъятие земельных участков; передача земельных участков в частную собственность; взимание платы за землю; разработка и утверждение программ по охране и рациональному использованию земель, повышению плодородия почв; осуществление контроля за использованием и охраной земель и др.

Водный кодекс Республики Беларусь определяет компетенцию местных органов власти в области использования и охраны вод, вверяя им:

разработку и утверждение программ и мероприятий в области использования и охраны вод, принятия мер по их реализации; обеспечение потребности населения в питьевой воде; принятие решения о предоставлении водных объектов в обособленное пользование; утверждение лимитов водопользования; принятие мер по проведению противопаводковых мероприятий и др.

Рассмотрим важнейшие функции управления природно-ресурсным потенциалом региона, которые реализуются как на государственном, так и на региональном, в том числе локальном уровне.

1. Мониторинг, учет и контроль в экологической сфере – это деятельность, связанная с получением объективной информации о природной среде региона и характере антропогенных воздействий на нее, а также контролем за состоянием окружающей среды. Различают региональный и локальный мониторинг окружающей среды. Функции этих видов мониторинга в целом одни и те же, однако, если региональный мониторинг связан со сбором, обработкой, оцениванием и хранением экологической информации в целом регионе, то локальный – с наблюдением непосредственно за источниками и объектами загрязнения – конкретными предприятиями-загрязнителями, состоянием отдельных природных объектов, а также компонентов окружающей среды (воздух, поверхностные, сточные и почвенно-грунтовые воды и т.п.).

В свою очередь локальный мониторинг может осуществляться как самими субъектами хозяйствования (самомониторинг), так и специально созданными территориальными центрами мониторинга.

Информация о результатах локального и регионального мониторинга, полученная в результате наблюдения и контроля состояния природной среды конкретных регионов, обрабатывается экономико-статистическими и аналитическими методами на основе стандартных, типовых форм учета (например, №2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха», №2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и др.), а затем передается на вышестоящий (общенациональный) уровень мониторинга.

2. Государственная экологическая экспертиза – это организационно-правовая форма контроля и управления в области использования природно-ресурсного потенциала региона, предполагающая проверку экологической обоснованности принятия тех или иных хозяйственных решений, связанных с развитием или размещением в районе производительных сил (строительством новых объектов, увеличением (расширением) производства и т.п.). Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер, поскольку финансирование любых проектов и программ регионального развития открывается лишь при наличии положительного заключения экспертизы. Ее проведение возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

3. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды – это деятельность, связанная с определением будущего состояния природно-ресурсного потенциала региона (страны) и составлением соответствующих планов-прогнозов и программ природопользования и охраны окружающей среды. Прогнозирование и планирование как функции управления регионом могут осуществляться как на государственном, так и территориальном уровне. В первом случае происходит экологическое обоснование развития и размещения производительных сил страны в целом в соответствии с базовыми положениями Национальной программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Планирование и прогнозирование природопользования и охраны окружающей среды на территориальном уровне связано с разработкой пятилетних территориальных (областных, городских, районных) программ и годовых прогнозов, включающих группы показателей по следующим средам и природным компонентам:

атмосферный воздух (лимиты на выбросы загрязняющих веществ, ввод в действие установок улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов и т.п.); водные ресурсы (объем используемой воды, лимиты допустимых сбросов сточных вод, ввод в действие очистных сооружений и т.п.); земельные ресурсы (площади рекультивации земель, капитальные вложения на охрану и обеспечение рационального использования земельных ресурсов и др.); лесные ресурсы (затраты на авиационную охрану лесов от пожаров, площади обработки лесных массивов средствами борьбы с вредителями и болезнями и др.); биологические ресурсы (достижение оптимальной численности животных и растений, затраты на реализацию этих целей и др.); минерально-сырьевые ресурсы (лимиты добычи полезных ископаемых).

4. Финансирование и кредитование природопользования – это деятельность по финансовому обеспечению реализации активной природоохранной политики и сохранения (восстановления) природно-ресурсного потенциала региона. Система финансирования природоохранных мероприятий Беларуси прошла длинную эволюционную последовательность этапов – от стимулирования рационального природопользования исключительно за счет средств государственного бюджета в условиях командно-административной системы до принципа финансирования природно-охранной деятельности республиканскими, областными, региональными и городскими внебюджетными фондами охраны природы в середине 90-х годов прошлого века. В целях усиления государственного контроля за расходованием средств на поддержание и восстановление природно-ресурсного потенциала регионов с 1998 г. средства Республиканского внебюджетного фонда охраны природы включены в состав государственного бюджета, а сам внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы в системе финансирования Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. Средства территориальных фондов охраны природы аккумулируются в составе местных бюджетов, причем отечественное законодательство гарантирует использование средств фондов только на природоохранные цели.

Кроме того, финансирование природоохранных мероприятий в регионах проводят субъекты хозяйствования, которые за свой счет ведут строительство, капитальный ремонт и модернизацию природоохранных объектов.

Общая совокупность всех природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций технического прогресса, определяется как природно-ресурсный потенциал, как составная часть национального богатства страны. Так, по ряду расчетов, природно-ресурсный потенциал России составляет более 25% мирового. Природно-ресурсный потенциал характеризуется величиной и составом природных ресурсов. По этим показателям Россию можно определить как страну, располагающую большими запасами практически всех значимых ресурсов и строящую свое развитие полностью на собственной сырьевой базе, в отличие от большинства развитых стран мира. Так, она занимает 1–3 места в мире по топливным и горно-химическим ресурсам, железорудным и драгоценным металлам, лесным, водным, земельным, промысловым запасам, располагая в среднем от 10 до 30% их мировых запасов. Страна вынуждена завозить лишь некоторые руды цветных металлов – бокситы, марганец, титан, хром, запасы которых остались в странах СНГ (кроме бокситов).

Природно-ресурсный потенциал оценивается уровнем обеспеченности страны запасами ресурсов, т.е. соотношением запаса ресурса и потребности в нем. Он определяется числом лет надежной разработки в соответствии с потребностями хозяйства. Для России обеспеченность разведанными запасами каменного угля, железной руды, горно-химического сырья составляет не менее 100–200 лет, нефти и природного газа – 60–70 лет, большинства цветных металлов – около 50 лет, но по некоторым из них – свинцу, цинку, сурьме – лишь около 20 лет. Обеспеченность возобновимыми ресурсами определяется соотношением величины их использования и годового воспроизводства (прироста, поступления). В настоящее время в России годовое воспроизводство древесины, кормовых, промысловых и водных ресурсов используется не полностью, поэтому обеспеченность ими оценивается как достаточно высокая.

Таким образом, общая оценка природно-ресурсного потенциала России высокая, однако она зависит от активности его эксплуатации и новых разведочных работ, от изменения продуктивности возобновимых угодий, а также от изменения спроса на те или иные ресурсы.

В последнее десятилетие ресурсная база страны не развивалась, т.к. не проводились новые освоенческие работы и все ресурсопользование велось на ранее освоенных месторождениях и угодьях.

Природно-ресурсный потенциал России википедия
Поиск по сайту:

ТЕМА 9. ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ. ПРОБЛЕМА ЕГО РАСОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

  1. Классификация природных ресурсов
  2. Экономическая оценка природных ресурсов
  3. Характер размещения природных ресурсов по всей России
    1. Создание угля
    2. Установка наиболее важных применений железной руды
    3. Положение руд цветных металлов
    4. Роли нерудных минералов
    5. Лесные ресурсы
    6. Водные ресурсы
    7. кадастр
  4. Оценка состояния окружающей среды в России и некоторых регионах
  5. Приоритетные руководящие принципы обеспечения национальной безопасности России в области окружающей среды

первый

Общие характеристики потенциала природных ресурсов в России

Россия обладает сильным и разнообразным природным потенциалом, который может обеспечить необходимое количество собственного потребления и экспорта. Около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых открыты и разведены в стране. Это в первую очередь в мировых запасах большинства природных ресурсов, включая запасы природного газа, угля, железной руды, нескольких цветных и редких металлов, торфа, а также занимает лидирующие позиции по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Российская Федерация является крупнейшими в мире известными запасами апатита (64,5%) природного газа (35,4%), железной руды (32%), никеля (31%), бурого угля (29%), олова (27%), цинк (16%), уран (14%), нефть (13%) свинца (12%) меди (11%), одного из мировых запасов золота, алмазов, платины и других.

2. Классификация природных ресурсов

Запасы полезных ископаемых имеют разную степень изучения и различную степень точности оценки. В зависимости от уровня исследований резервы России подразделяются на четыре категории: A, B, C1, C2: A — это запасы, которые были изучены и исследованы с наибольшей детализацией; B и C1 — запасы, изучались относительно менее подробно; C2 — оценочные запасы.

В дополнение к этим категориям запасов, которая обычно рассчитывается для отдельных месторождений, запасы предоставляются (я вряд неисследованным) назначен для оценки потенциальных новых рудных зон или зон, плавательные бассейны и перспективные направления. Общие запасы полезных ископаемых в регионе, в бассейне, в Республике или страна в целом (то есть. Все резервы, исследовались, а также проектируется) сгруппированы в общие геологические запасы.

С точки зрения экономического значения запасы полезных ископаемых делятся на две группы.
1. Баланс (кондиционирование) — это запасы, использование которых в настоящее время экономически жизнеспособно и отвечает промышленным требованиям как для качества сырья, так и для производственных и технических условий эксплуатации.

2. Забалансовые (недостаточные) запасы — это те, которые в настоящее время используются экономически непрактично из-за применения в небольших объемах, низкого содержания ценных ингредиентов, особенно сложных условий ведения бизнеса, необходимости очень сложных процедур обработки, но которые могут по-прежнему быть предметом промышленного развития,

Согласно экономической классификации, природные ресурсы подразделяются на:
1) источники материального производства, в том числе промышленность (топливо, металлы, вода, дерево, рыба) и сельское хозяйство (почва, ирригационная вода, кормовые растения, коммерческие животные);
2) Средства, отличные от производственных сфер, включая прямое потребление (питьевая вода, дикие растения и дикая природа) и косвенно (например, используются для отдыха зеленых зон и водных объектов).

Природные ресурсы также классифицируются в соответствии с принципом истощения: всеобъемлющим, включая возобновляемые (растительность, почва, вода, фауна) и невозобновляемыми (недрами); неиссякаемый (энергия солнца, ветра, проточной воды и т. д.).

Из источника и природных свойств выделяем: 1) минеральные вещества (минералы), 2) на земле, 3) для воды, 4) биологические, 5) климат (солнечный и светлый, осадки), 6) из источников энергии физических процессов (солнечная радиация, внутренняя теплота земли, ветер и т. д.).
Полезные ископаемые особенно важны. В зависимости от вида использования минеральные ресурсы делятся на группы: энергия для топлива (нефть, природный газ, уголь, торф, нефтяной слан); металлические руды — руды железа, цветные, редкие и благородные металлы; неметаллические (неметаллические), включая апатит, фосфорит, различные соли, слюду, асбест, строительные материалы.

3. Экономическая оценка природных ресурсов

В российской экономической науке три основных подхода к оценке природных ресурсов. Все они полагаются на определение материальных затрат, связанных с использованием ресурсов, поэтому только косвенно, с учетом этих затрат и экономических последствий, позволяет оценить природные ресурсы.

1. Смета расходов для включения в использование основывается на прямых расходах на исследования, разработки, улучшения (например, строительство линий водоснабжения, улучшение земельных участков и т. Д.). Этот источник ресурсов.

Сравнение этих затрат со стоимостью других источников позволяет им определять капитальные вложения из имеющихся, которые позволяют экономить время для интеграции новых ресурсов в эксплуатацию.
2. Оценка затрат с использованием теории дифференциальной идентификации и экономического эффекта (экономия капитала и прибыли), которая возникает во время работы в области земли, лесов и т. Д. По сравнению с наихудшими.

Он рассчитывается по разнице между сообщенными расходами для наихудшего источника ресурсов и оцененных источников, если известно количество и структура ресурсов, обеспечивающих требование источника.

Это позволяет вам выбрать наиболее эффективные варианты предоставления ресурсов в стране и рассчитать оптимальные налоги на перевод средств в аренду при изменении их владельца, пользователя.
3. Оценки затрат на возмещение и компенсацию на самом деле представляют собой оценку будущих расходов, которые компания должна будет заплатить, если этот источник ресурсов не исчерпан из-за истощения или деградации.

Эта оценка применяется к возобновляемым или взаимозаменяемым ресурсам, которые учитывают допустимые затраты на ее восстановление или замену другим источником.

Он также может использоваться для регулирования отношений между пользователями ресурсов и правительством в виде штрафов за ущерб, причиненный источником.

4. Характер размещения природных ресурсов на территории России

Расположение нефтегазовых месторождений

Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Их основные объекты расположены в Западной Сибири, Волго-Уральском, нефтегазовом регионах Тимано-Печоры, а также на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке.

4.2. Создание угля

Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам угля. На его территории имеется 30% мировых запасов угля различных типов: антрацит, коричневый и коксовый.

Антрацитовые и коричневые покрытия служат энергетическим топливом и сырьем для химической промышленности. Коксующийся уголь используется в качестве технологического топлива в черной металлургии.
Углеродные активы распределяются неравномерно по всей стране. Доля восточных регионов составляет 95%, а доля европейских стран составляет 5% от общих запасов страны.

Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов является стоимость производства. В зависимости от метода добычи, который может быть добыт или открыт, структура и толщина резервуара, толщина карьера, качество угля, доступность потребителя или объем транспорта. Самая низкая закупочная цена добычи угля в Восточной Сибири, самая высокая — в районах Европейского Севера.
Важность угольного бассейна в экономике региона зависит от количества и качества ресурсов, уровня их готовности к промышленной эксплуатации, размера добычи полезных ископаемых и особенностей движения и географического положения.

Бассейны восточных регионов России опережают европейскую работу по технико-экономическим показателям, что объясняется методом добычи угля в этих угольных бассейнах.

Уголь из Канско-Ачинского, Кузнецкого, Южно-Якутского, Иркутского бассейнов получается на открытом воздухе.

4,3. Установка наиболее важных применений железной руды

Российские железные рудные источники — коричневые, красные (или гематитовые руды), магнитные железные руды (или магнетитовые руды) и т. Д.

Их качественные свойства различны. Имеются запасы как плохих железных руд, содержание железа которых колеблется между 25-40% и содержанием железа до 68%.
Железные ресурсы распределяются неравномерно по всей России. Большинство запасов железной руды приходится на европейскую часть страны.

Крупнейшие исследовательские резервы сосредоточены на центральном Черноземье, Урале, Западном Биависе и восточной биаксийской экономике.

4.4. Положение руд цветных металлов

У России большие запасы руд цветных металлов. Их специальность представляет собой чрезвычайно небольшой процент содержащихся в них металлов.

Поэтому почти все цветные металлы обогащены. Основные запасы расположены на Урале, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах страны.

4,5. Роли нерудных минералов

Промышленными минералами являются роль представителей фосфата, апатита, калиевой соли и камня, известняка, мергеля, глины, песчаника, серы, а также графита, асбеста, слюды, мрамора, кремнезема, флюорита.

Основные роли фосфоритов встречаются в европейской части страны. Самые крупные из них расположены в Кировской области (на Вятко-Камском месторождении), Москве (Егорьевское), Курске (Курск Шигровского), Брянске (Попинское), в Ленинградской области (Кингисеппское месторождение).

Отдельные месторождения фосфоритов также обнаружены в Башкортостане и Кууве.
Калийные соли служат в качестве исходного материала для производства калийных удобрений. Наибольшее месторождение калийных солей Верхнекамское расположено на Урале в Пермском крае, где содержится больше всего запасов калийных солей в России.

Значительные запасы серы и натуральной серы расположены в Самарской области, а также на Северном Кавказе (Республика Дагестан) и на Дальнем Востоке (Хабаровский край).

Основная площадь полигонов и производство серного пирита — Урал.
Запасы соли, найденные на Урале (Верхнекамское месторождение в Пермской области, Илецк Оренбургской области), в Нижней Волге (Баскунчак и Elltonskoe), Восточной Сибири (Усолье Иркутской области), на Дальнем Востоке (Олекминск в Республике Саха).
Слюда встречается на севере в Республике Карелия и в Мурманске, на Урале, в северных районах Сибири и на Дальнем Востоке (Республика Саха).

Основные промышленные запасы асбеста расположены на Урале.
Наибольшее количество алмазов сосредоточено в Республике Саха (Якутия) в средней части бассейна реки Ленэ и Вилюй, вдоль верхней реки реки. Алдан и речной бассейн.

Алдан и Оленек. В речном бассейне есть запасы алмазов. Вишера в Пермском крае.

4,6. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы превосходны и имеют высокое качество. В соответствии с их издержками и размером лесной площади (771 млн. Га) наша страна занимает лидирующие позиции в мире. Леса покрывают более 40% всей территории России, а общий объем промышленной древесины составляет 30 млрд. М3. Основные лесные ресурсы расположены в восточных районах страны, на долю которых приходится 79% запасов.

В европейской работе сосредоточено 21% лесных ресурсов.
Наиболее лесистой местности Западной Сибири (Тюменская область), Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область), на Дальнем Востоке (в Якутии и Хабаровском крае), Европейский Север, Урал (Свердловская область и Удмуртия), а также Волго-Вятского (Киров и Нижний Новгородская область).

4,7. Водные ресурсы

Российские водные ресурсы для всей протяженности русла реки, речного бассейна и объема реки очень велики.

Распределение ресурсов речных каналов по всей России является неравномерным и неблагоприятным с учетом положения основных водопользователей — населения, промышленности и сельского хозяйства.

Большая часть реки протекает в малонаселенных северных и северо-восточных районах страны и преимущественно входит в бассейны Арктического и Тихого океанов.
У России огромные гидроэнергетические ресурсы. После общего гидропотенциала Россия занимает второе место в Китае. Гидроэлектрические источники распределены неравномерно. Большинство из них находятся на Дальнем Востоке (53% запасов гидроэлектростанций) и Восточной Сибири (26% от общего гидропотенциала).

Основные запасы гидроэлектростанции сосредоточены в бассейнах рек Енисей, Лена, Обь, Ангара, Иртыш и Амур. По запасам гидроэлектростанции Лена входит в число первых рек России. Он богат гидроэнергетическими ресурсами Северного Кавказа.

Важной частью технически возможных гидроэнергетических ресурсов в стране является Волга и центральный регион Российской Федерации, где гидроэлектрические резервы Волжского бассейна особенно велики.

4.8. кадастр

Государственные ресурсы — огромное национальное богатство. Их правильное использование немыслимо без строгого научного количественного и качественного расчета почвы. Эта задача — сбор и содержание земельного кадастра.

Критическое земельный кадастр, необходимо организовать наиболее полное, эффективное и эффективное использование пространства и безопасности, экономического планирования, распределения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации и химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, а также осуществлять другие виды экономической деятельности, связанной с использованием земля.

5. Оценка экологической ситуации в России и некоторых регионах

В последние годы интенсивность экологической обстановки на территории Российской Федерации существенно не снижается, несмотря на то, что вся страна немного снижается выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

Более 40% субъектов Российской Федерации характеризуются проблемами загрязнения воздуха городов и промышленных центров, нейтрализации и использования промышленных отходов, рациональной безопасности; на 30% территории присутствуют острые проблемы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почвы и почвы важны для всей территории Российской Федерации.

В некоторых районах Российской Федерации проблема сохранения биологического разнообразия и источников флоры и фауны стала острой.
В некоторых регионах антропогенное давление уже давно превышает установленные стандарты, и была критическая ситуация, в которой существенные изменения в ландшафтах, истощение и потеря природных ресурсов, а также условия жизни населения значительно ухудшились.

К таким регионам относятся основные городские районы — Москва и Санкт-Петербург, промышленные центры в центральной России, промышленные и горные центры Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, Приволжья, Северный Каспий, Средний и Южный Урал. Они также оказывают значительное негативное влияние на экологическую ситуацию в соседних регионах.

В то же время, на огромной территории Российской Федерации, по-прежнему имеет большой потенциал природных ресурсов и maloizmenennymi человека природных условиях: в европейской части — в основном в северо-восточных территорий, в азиатской части — почти весь север Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также районы Западная Сибирь. Поддержание их естественного состояния является одним из приоритетов.

6. Приоритетные руководящие принципы обеспечения национальной безопасности России в области окружающей среды

Задачи охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития достигается за счет совершенствования существующей разработки и внедрения новых механизмов экологической политики и осуществления научных исследований, чтобы лучше понять экологические проблемы и найти пути их решения и создания общественного экологического сознания.

Целью государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически приемлемого уровня, поддержания жизнедеятельности биосферы, защиты и воспроизводства природных ресурсов.
Для достижения этой цели необходимо решить многие проблемы в области природопользования и охраны окружающей среды.

В области природопользования такие задачи включают:

— совершенствование системы экологического менеджмента, в том числе осуществление законной юрисдикции между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— развитие государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;
— реформирование и развитие системы бухгалтерского учета и экономической оценки природных ресурсов, систем сдерживания окружающей среды и лицензирования природы;
— постепенная реформа налоговой системы, целью которой является увеличение доли платежей на стороне доходов бюджета и снижение ставок по другим видам налогов;
— улучшение экономических и финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов (оплата за использование природы, оценка и компенсация ущерба, экологическое страхование и т. д.), развитие рынка работ и услуг в области природопользования;
— разработка систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;
— исследований, разработки новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также содействия внедрению ресурсов и энергосберегающих технологий, увеличения использования вторичных источников, увеличения скорости рециркуляции.

Совершенствование экономического механизма в области охраны окружающей среды предполагает:

— разработка методов экономической оценки негативных последствий экономической и иной деятельности по состоянию окружающей среды;
— улучшение платежей за загрязнение окружающей среды;
— последовательный переход к системе международных стандартов для технологических процессов и продуктов;
— выделение и реабилитация районов с опасными изменениями в качестве окружающей среды, компенсация ущерба здоровью и имуществу граждан из-за негативных последствий для окружающей среды;
— активизация деятельности по сохранению биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение территорий с ограниченным естественным использованием;
— распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды;
— поддержка экологических экологических движений и участие неправительственных организаций в решении экологических проблем;
— обоснование и осуществление внешней политики в области экологической безопасности, которая соответствует национальным интересам России и отдельных регионов страны.

Минерально-сырьевой потенциал России

Развитие мировой экономики характеризуется прогрессирующим увеличением объёмов потребления минерально-сырьевых ресурсов.

Запоследние 35 лет использовано 80–85% нефти и газа от общего объёма добытых за весь исторический период. Объём использования других видов минерального сырья за эти годы вырос в 3–5 раз. Промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35%, а потребляют более 55% общемирового объема минерального сырья.

В мире насчитывается 166 горнодобывающих стран.

Из них 107 стран добывают от 1 до 10 видов минералов, 18 - по одному, 35 стран - от 10 до 20, 7 стран - от 20 до 30 и 3 страны - свыше 40 видов.

Стран, добывающих свыше 30 видов минералов, всего 10. Первые три места делят США, Китай и Россия соответственно, на них солидарно приходится около 41% всей мировой добычи.

Мировой рынок практически насыщен всеми видами минерального сырья. В этих условиях крупнейшие мировые продуценты из индустриальных стран, способные влиять на торговую политику своих государств, не заинтересованы в появлении новых продавцов, предлагающих сырьё по низким ценам.

Добыча и переработка минерального сырья всегда являлась рискованной сферой вложения капитала, причем, с длительным сроком окупаемости. В условиях жёсткой конкуренции и падения цен транснациональные корпорации стремятся минимизировать риски и осваивать месторождения в странах с предсказуемой экономикой и стабильным политическим положением.

Конъюнктура мирового рынка складывается в последние годы таким образом, что востребованными являются лишь месторождения нефти и газа, цветных и благородных металлов, алмазов и урана.

Месторождения иных видов минерального сырья для инвесторов менее привлекательны, поскольку уже имеющаяся ресурсная база позволяет обеспечить потребности мировой промышленности на десятилетия вперёд.
Минерально-сырьевой комплекс России, созданный в советские времена и обладающий большей устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии.

Тем не менее, он пока продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая углубление кризиса.

Россия унаследовала от СССР положение страны, самой обеспеченной минерально-сырьевыми ресурсами. Доля ее в мировых запасах нефти составляет 13%, газа - 32%, угля - 11%, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа - от 10 до 36%. В стране открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из них третья часть осваивается.

Крупные и уникальные объекты (около 5% общего числа) содержат почти 70% разведанных запасов и обеспечивают до половины добычи минерального сырья в стране.

Стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья на территории РФ оценивается примерно в 28,5 трлн. долларов, оценка прогнозных ресурсов приближается к 140 трлн., причем, более двух третей из них приходится на топливно-энергетические ресурсы.

Ежегодно из недр страны извлекаются полезные ископаемые на сумму около 150 млрд. долларов.

Активы минерально-сырьевого комплекса России (МСК) составляют почти 40% всех основных промышленных фондов или 13% их балансовой стоимости. Предприятиями МСК выпускается 50–60% общего объема промышленной продукции или 30–36% валового внутреннего продукта, на них приходится более 50% доходной части федерального бюджета и 100% поступлений в резервный фонд и фонд национального благосостояния России.

Экспорт полезных ископаемых обеспечивает более 80% валютных поступлений в страну.

В последнее десятилетие влияние России на состояние мирового рынка нефти, газа, чёрных и цветных металлов заметно усилилось.

Этому способствовал спад в стране промышленного производства, вызванный «глубоким реформированием» экономики и переходом к рыночным отношениям, что привело к резкому падению внутреннего спроса практически на все виды минерального сырья.

Так только с 1991-го по 2000 г. внутреннее потребление алюминия снизилось втрое, меди рафинированной - в 3,4 раза, свинца - 3,3, цинка - в 2,7, никеля - в 5,7, олова - в 4,2, вольфрамовых и молибденовых концентратов - соответственно в 8,4 и 6,4 раза.

Эта тенденция сохраняется.

Сдерживающее влияние на развитие чёрной и цветной металлургии оказывают: антидемпинговые ограничения со стороны стран-потребителей, недостаточная ёмкость внутреннего рынка, рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, недостаток инвестиций. На работе металлургической отрасли негативно сказываются также следующие обстоятельства:

  • старение основных производственных фондов, их износ превышает 50%, при этом около 80% оборудования имеет срок службы более 20 лет;
  • высокая энергоёмкость.

    Так, в чёрной металлургии на 1 т проката тратится 1,24 т условного топлива по сравнению с 0,99 т в ЕС и 0,9 т в Японии.

    В цветной металлургии при производстве алюминия удельные затраты электроэнергии на 10–15% выше, чем в промышленно развитых странах, а при производстве меди - на 15–20%;

  • высокая трудоёмкость производства одной тонны проката чёрных металлов - 14,6 чел./час по сравнению с 5,6 чел./час в странах ЕС и 5,45 чел/час в Японии;
  • высокий уровень отходов в расчёте на одну тонну готового проката: при производстве мартеновской стали - 250 кг по сравнению с 100 кг при производстве проката из конверторной стали с непрерывной разливкой;
  • удельный вес выбросов вредных веществ в атмосферу в металлургическом производстве в 1,35 раза выше, чем на аналогичных зарубежных заводах, а по отдельным ингредиентам (пыли, диоксиду серы, оксиду азота) превышение достигает 300–400%.

    При этом доля отходов, подвергаемых обезвреживанию и дальнейшему использованию на предприятиях чёрной металлургии не превышает 63,4% от общего объёма их образования, а в цветной металлургии - 25%;

  • научно-техническое отставание, низкий спрос на отечественные научные разработки, старение научных кадров, сокращение кадрового потенциала.

Россия удовлетворяет почти четверть мировых потребностей в природном газе, 10% в нефти, уступая по объемам ее экспорта только Саудовской Аравии, и занимает третье место в мире после Австралии и Индонезии по экспорту каменного угля, обеспечивая почти 12% его продаж на мировом рынке.

Однако следует трезво взглянуть на положение дел в нефтегазовом секторе, так как резко ухудшилась структура разведанных запасов углеводородного сырья.

За рубеж направляется значительная, не менее 40%, часть добываемой в России нефти. Сейчас ведется опережающая разработка наиболее рентабельных частей месторождений и залежей, а вновь подготавливаемые запасы сосредоточены в основном в средних и мелких месторождениях.

Доля активных (высокопродуктивных) запасов нефти в балансе составляет около 45%, а доля низкорентабельных запасов возросла до 55%. Свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности.

Продолжается многолетняя негативная тенденция снижения коэффициента извлечения нефти (КИН). Только с 1960-го по 2000 г. он снизился с 51% до 29%, из-за чего в недрах остались не извлеченными около 15 млрд. т запасов нефти, что сопоставимо с суммарной добычей за всю историю нефтяной промышленности России.

Анализ, выполненный в Роснедрах, показывает, что до 2010–2012 г. нефть будет добываться, в основном, из разрабатываемых и подготовленных ранее к освоению месторождений.

Ввод в эксплуатацию новых объектов потребуется уже с 2012 г., для чего с 2020 г. необходимо будет приступить к интенсивному освоению новых нефтегазоносных бассейнов в пределах Восточной Сибири, севера Европейской части страны, морского шельфа и некоторых других регионов.

Если разобраться, то и в газовой промышленности дела не столь оптимистичны, как представляются некоторым непосвященным политикам.

На накопленную добычу природного газа приходится всего лишь 5% от начальных суммарных ресурсов, на детально разведанные запасы - 20%, на предварительно оцененные - 7%.

Стабильно растут продажи за рубеж каменного угля, цена на который поднималась вслед за ростом цен на нефть.

Перспективы экспорта угля можно считать обнадеживающими - запасы их в стране достаточно велики, чтобы удовлетворить растущие внутренние потребности и обеспечить значительный рост поставок за рубеж. Объемы международной торговли, как ожидается, к 2025 г. увеличатся в 1,3–1,4 раза и достигнут 1000–1100 млн.

т, при этом доля энергетического угля составит 72% объема поставок.

Значительна доля России в экспорте драгоценных металлов. Например, обладая месторождениями Норильского рудного поля, страна обеспечивает около 60% мирового экспорта палладия, почти 15% платины (второе место после ЮАР), 4% золота, более 30% мировых поставок рафинированного никеля и 3,8% рафинированной меди.
Почти пятая часть калийных удобрений, продаваемых на мировом рынке, получена из руд Верхнекамского месторождения в Пермском крае.

Россия является практически единственным поставщиком на мировой рынок высококачественного апатитового концентрата, обеспечивая около 7% мировых поставок фосфорного сырья.

В значительных объемах экспортируются другие полезные ископаемые и продукты, получаемые при их переработке, такие как железные руды и сталь, алюминий, различные ферросплавы, титановая продукция и др.

Главная >  Wiki-учебник >  География > 8 класс > Природно-ресурсный потенциал России: характеристика и оценка ресурсов

Минеральные ресурсы

Минеральные ресурсы используются в сфере материального производства.

Они делятся на 3 части: топливно-энергетические, металлорудные и неметаллические. В нашей стране разведано приблизительно 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Россия занимает 1 место в мире по добычи газа, второе — по добычи угля, шестое — нефти.

К рудам черных металлов железные, марганцевые и хромовые.Наша страна выделяется по запасам свинца, меди,цинка.Обладает запасами титановых руд, олова; крупными запасами золота, серебра, алмазов.

Водные ресурсы

Ресурсы подземных вод составляют около 790км^3/год.Водные ресурсы распределены по территории неравномерно.К водным ресурсам относятся возобновляемые воды — озера, ледники, водохранилища.Ежегодно возобновляемый речной сток находитсяв бассейнах рек: Лена,Енисей,Обь,Волга.

Земельные ресурсы

Россия обладает самым большим в мире фондом земель (1709 млн.га), они пригодны к использованию в хозяйственных целях.Земли лесного фонда состовляют 64%, сельскохозяйственного назначения — 24 %, земли госзапаса — 6,5 %.

Земли, относящиеся к хозяйственной деятельности, оцениваются не очень хорошо (неуд.)

Биологические ресурсы

Биологические ресурсы бывают разных видов — лесные, охотничьи, рыбные ресурсы. Важное место занимают лесные ресурсы, очень большие запасы древесины позволяют производить более 20 тыс.

видов продукции.России принадлежит 1/5 мировых запасов древесины. Преобладают хвойные породы — около 80%.

Животные ресурсы

Хоть и животный мир России разнообразен, фауна по числу видов небогата.Среди 20 видов пушных зверей 1 место по экономическому значению занимает соболь.В тундре основным пушным видом является писец.

Богатые рыбные ресурсы преобладают в пресноводных водоемах и в морях Дальнего Востока(сельдь, сайра, морской окунь).Важный объект дохода — камчатский краб.

Оценка природно-ресурсного потенциала России

Природные ресурсы России расположены неравномерно между западными и восточными районами.

Европейская часть мало обеспечена ресурсами, особенно энергитическими.На юге малообеспечена лесными и водными.Зато здесь большие запасы железных руд.

В России природно-ресурсный потенциал состоит из ресурсов сельскохозяйственного и промышленного использования.

В районах Дальнего Востока и Сибири преобладают промышленные ресурсы.Во всех остальных районах выделяются сельскохозяйственные ресурсы.По территории Российской Федерации природные ресурсы расположены неравномерно.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Биологические ресурсы: охрана растительного и животного мира
Следующая тема:   Природные зоны России: арктика, тундры, лесотундры, тайга, пустыни

Развитие экономики региона и управление им во многом зависит от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала. Под ресурсным потенциалом региона понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Ресурсный потенциал региона подразделяется на экологический, социальный и экономический. Кроме того, выделяют интегральный, или совокупный потенциал региона.

Экологический (природно-ресурсный) потенциал региона – это природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений с учетом приемлемой (максимально допустимой) антропогенной нагрузки на территорию.

Природные ресурсы бывают:

целевые, т.е. предназначенные для выполнения определенных функций. Их особенности – неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, источниках, месторождениях (например, железная руда, бокситы, мергель и т.п.); многоцелевые, т.е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы также повсеместно и распределены, хотя их качество, свойства, плотность распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т.п.).

Для характеристики природных ресурсов используются такие показатели, как количество (запасы), качество (содержание полезного элемента, плодородие земель, калорийность топлива и т.п.), доступность (глубина залегания, себестоимость добычи и т.п.). Важно указать, что природные ресурсы – это не только какие-то конкретные материально осязаемые объекты, но и условия окружающей среды в совокупности, в комплексе (например, агроклиматические условия, сейсмоопасность и т.п.). Комплексная оценка состояния окружающей среды позволяет комплексно учесть все природные ресурсы, которыми обладает регион, т.е. оценить его интегральный, совокупный экологический (природно-ресурсный) потенциал.

При управлении ресурсным потенциалом региона необходимо принимать во внимание территориальную делимость ресурсов. В частности, неделимые природные ресурсы, к которым относятся, прежде всего, атмосферный воздух и водные ресурсы, обладают динамичностью и способностью к трансграничным переносам и потому управляемы в весьма малой степени. Другие компоненты окружающей среды – земля, флора, фауна, недра – относятся к делимым ресурсам, являясь объектами управления на конкретной территории.

Социальный потенциал региона – это совокупность возможностей, которыми располагает территориальное образование (регион) для достижения основной цели своего развития – обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности населения. Социальный потенциал региона во многом определяется развитием социального комплекса территории, включающего в себя, прежде всего, социальную инфраструктуру (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п.) и демографическую обстановку в регионе.

Экономический потенциал региона, во многом предопределяемый его социальной и экологической компонентами, отражает уровень развития производительных сил региона, его способность производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. Экономический потенциал слагается из производственного, научно-технического, образовательного, экспортного, а также потенциала межрегионального взаимодействия.

Главными элементами, определяющими экономический потенциал региона, являются:

трудовые ресурсы; производственные мощности; инфраструктура; природные ресурсы и условия окружающей среды.

Обеспеченность региона трудовыми ресурсами (их количество, уровень образования, квалификация) зависит от состояния его социального потенциала, а природными ресурсами – от экологического. Особое место при формировании экономического потенциала региона занимает инфраструктура, включающая в себя вспомогательные, обслуживающие отрасли, которые обеспечивают бесперебойное эффективное функционирование других сфер жизнедеятельности человека и отраслей. Различают производственную, управленческую, рыночную, социальную и экологическую инфраструктуру в зависимости от тех сфер деятельности, которые они обслуживают.

Природно-ресурсный потенциал - это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса.
Величина природно-ресурсного потенциала - это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.) - зависит от ряда факторов.

Важнейшими из них являются: количество имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная) или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала региона количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемы запасов, продуктивность, площадь и т.п.).

Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов.

Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию - нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье(калийная и каменная соль, фосфориты), руды металлов, минеральное сырье и т.д.

Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию - местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.

Рис. Схема структурного анализа природно-ресурсного потенциала региона

В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение - природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) - агроклиматические условия и земельные ресурсы местные удобрения и т.п.
К четвертому подразделению относится та часть природно- ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.