Бизнес

Презентация индустриальное общество в начале xx века. Презентация на тему "Индустриальные страны во второй половине XIX - начале XX века". Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков

Индустриальное общество в начале 20 века окончательно сформировалось. Какими признаками и особенностями оно характеризуется? Постараемся ответить на этот вопрос.

Когда появилось понятие?

Термин появился еще в 19 веке.

Он возник как противоположное значение «отсталой» экономики, «старого режима», традиционной (аграрной) модели развития.

Признаки в начале 20 века

Историческая и экономическая науки выделяют следующие признаки:

  • урбанизация;
  • классовое деление общества;
  • индустриализация;
  • представительная демократия;
  • смена политических элит;
  • малая в сравнении с современным обществом;
  • развитие точных наук, технологий;
  • демографический спад;
  • формирование потребительского мышления;
  • складывание национальных государств;
  • окончательное оформление частной собственности;
  • борьба за ресурсы.

Урбанизация

Индустриальное общество в начале 20 века характеризуется развитием урбанизации, то есть ростом городов.

Люди в поисках работы начинают переезжать из традиционных сельских мест в крупные промышленные центры. Города нового типа - это не средневековые крепости. Это мощные гиганты, поглощающие в себя людские и материальные ресурсы.

Классовое деление общества

Становление индустриального общества в начале 20 века связано с классовым делением общества.

Аграрная модель развития также не знала равенства между людьми. Но в ней существовали сословия, то есть положение в обществе в зависимости от рождения. Невозможен был переход между ними. Например, крестьянин никогда не мог стать дворянином. Редкие случаи, конечно, были, но они составляют исключения из правил.

При классовом делении хоть и наблюдается антагонизм, то есть нетерпимость, конфликт, ущемление в правах, однако переход из одного класса в другой возможен. Рождение уже не играло никакой роли. Даже самый нищий пролетарий мог стать промышленным магнатом, получить политическое влияние и привилегированное положение.

Смена элит

Также индустриальное общество в начале 20 века характеризуется сменой элит.

Как политических, так и экономических. Связано это с тем, что сменился характер войны. Раньше от профессиональных воинов, умеющих мастерски владеть оружием, зависели исходы битв. С появлением пороха, тяжелых пушек, кораблей нужны были деньги на развитие. Теперь любой новичок при помощи ружья мог спокойно застрелить даже виртуозного в боевом искусстве японского самурая. История Япония служит ярким примером. Новые, наскоро собранные полки с мушкетами побеждали в гражданской войне профессионалов с холодным оружием, всю жизнь занимающихся самоподготовкой.

Этот же пример можно привести и в отечественной истории. В начале 20 века все страны мира имели на вооружении рекрутские многочисленные армии с огнестрельным оружие.

в начале 20 века: демографический спад

Развитие науки и техники привело к существенному снижению рождаемости. Это обусловлено тремя причинами:

  • Рынок требует профессиональных людей.

Уже недостаточно иметь руки и ноги, необходимо образование.

Востребованы техники, инженеры. На образование уходит много времени. Женщинам уже некогда рожать по 5-6 детей, как это было ранее, так как на них нужно много времени, что не позволит развиваться профессионально.

  • Отсутствие в необходимости земельного поощрения.

Во многих обществах за количество детей, особенно мужского пола, предоставлялись различные поощрения в виде земельных наделов. С каждым поколением общая их площадь перераспределялась в зависимости от потребностей. Одни люди умирали по причине болезней, эпидемий, войн. Поэтому долгосрочной частной собственности на землю не существовало. Она всегда перераспределялась. От количества детей зависело, какой надел получала семья. Поэтому на подсознательном уровне люди радовались новым членам семьи вовсе не по причине любви к детям, а из-за возможности увеличить наделы.

  • Дети превращаются не в помощников, а в «нахлебников».

Индустриальное общество в начале 20 века (Великобритания, Франция) показывает, что новые члены семьи превращаются в «обузу», иждивенцев.

Ранее детский труд на земле был нормой, а значит, дети не только кормили себя, но и пожилых членов семьи. На земле по своим силам может найти работу любой человек. Те, кто живут в сельской местности, знают, что дети и подростки помогают по хозяйству: пропалывают грядки, поливают огород, присматривают за животными. В городах же их помощь не требуется. Максимум уборка по квартире, которая не приносит дохода.

Формирование потребительского мышления

Индустриальное общество в начале 20 века стало отличаться новым мышлением - потребительским.

Что это значит? Люди начинают производить не средство пропитания на земле, а деньги, на которые это все покупается. На земле лишние продукты не нужны. Зачем производить две тонны картофеля, если на пропитание за год уходит только одна. Продавать тоже бесполезно, так как на земле работают все, поэтому продукция сельского хозяйства никому не нужна. С развитием технологий и переходом на рыночные отношения все меняется. Люди начинают получать деньги за свой труд. Чем больше денег, тем лучше жизнь. В бессмысленно работать больше, чем нужно. В индустриальном - все меняется. Чем успешнее человек, тем больше он может себе позволить: собственный замок, автомобиль, лучшие условия жизни. Остальные начинают также стремиться к богатству. Все хотят жить лучше, чем сейчас. Это и называется потребительским мышлением.

«СССР в послевоенные годы» - Изменения в уставе партии. Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Эпиграф: Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. 4. Красная шляпа. 6. Зелёная шляпа. Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.

«Перестройка» - Лекция 4 Перестройка. Перевод в долларах по курсу Госбанка СССР. Е. Ясин 2010. Вопросы: Вашингтон: Всемирный банк, 1993. Источник: Гайдар, Гибель империи, сс.114-118. Источник: Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Внешняя торговля СССР со странами ОЭСР. Цены на пшеницу на мировом рынке.

«Политика Хрущева» - 1964 – пленум ЦК КПСС. И.И. Иванов Знаменитый механизатор. Начало освоения целины. Тут спорили и вспоминали с благодарностью. « Если бы мы так работали как вы, мы бы в трубу вылетели.» Этап укрупнения колхозов. Производство электроэнергии Добыча нефти в СССР. Ответ аргументируйте. «Портретная галерея».

«Михаил Горбачёв» - Политика. Биография. Карьера. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Михаил Сергеевич Горбачев.

«Ельцин президент» - Дорогие друзья! Работа по группам: И я не должен мешать естественному ходу истории. Я хочу попросить у вас прощения. Не по моему характеру! Дорогие россияне! За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. Вы заслужили счастье. I этап - Постановка учебной задачи: вступительное слово учителя создание противоречия.

«Культура 20 века» - Основатель: П. Пикассо. Киноискусство. Социалистический реализм. Развитие транспорта и современных средств связи. Рекомендуем прочесть. Экологические проблемы техногенные катастрофы. Американские архитекторы (Райт, Фуллер, Ямасаки). Открытие ядерной энергии. Представители: М. Дюшан, М. Эрнст, Т. Тцара.

Всего в теме 15 презентаций

Cлайд 1

Индустриальное общество в начале XX века. Домашняя работа: Параграф 1 читать 7, 9 вопрос письменно Устно все вопросы к таблицам страница 22 Понятия выучить

Cлайд 2

Самостоятельная работа 1 вариант Модернизация Демократизация Традиционное общество Индустриализация 2 вариант Индустриальная революция Гражданское общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Cлайд 3

План урока Причины научно-технической революции Характерные черты новой индустриальной эпохи

Cлайд 4

Понятия Трест – одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению. Корпорация – акционерная компания. Синдикат – объединение осуществляющая общую коммерческую деятельность при сохранении производственной самостоятельности

Cлайд 5

Понятия Картель – объединение, участники которого устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта. Инвестиции - денежные средства, которые вкладываются в предприятие с целью участия в управлении, и получения дохода от участия в его деятельности. Акционерное общество – предприятие, капитал которого образуется путем продажи акций

Cлайд 6

Причины научно-технической революции Востребованность новых технологий Конкуренция за массового покупателя новых товаров, не только между производителями, но и странами. Догоняющее развитие стран «третьего эшелона»

Cлайд 7

Характерные черты новой индустриальной эпохи Развитие тяжелой промышленности Ускорение перемен, развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии. Преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным

Cлайд 8

Характерные черты новой индустриальной эпохи Отток населения в город Бурный рост городов и городского населения Массовое производство промышленных товаров

Cлайд 9

Характерные черты новой индустриальной эпохи Концентрация производства и капитала Образование финансового капитала В результате этих процессов государство вынуждено было проводить антитрестовую политику, как следствие – участие в экономике государства

XX век – новая индустриальная эпоха

сферы индустриальная эпоха XIX в. достижения первой пол. XX века
Экономика Промышленная революция: XIX в. «эпоха угля и стали» Þ паровые машины Þ ж/д строительство Рыночная экономика: Þ частная собственность, конкуренция, свобода выбора экон. решений… 2-я промышленно-технологическая революция: Þ Машиностроение, электротехническая, нефтехимическая промышленность Þ Внедрение новых технологий и изобретений: Двигатель внутреннего сгорания, радио, телефон… Þ Массовое производство товаров (Генри Форд) Þ Монополизация промышленности (концерны, тресты (АО), синдикаты, картели) Þ Слияние банковского капитала с промышленным
Социальная сфера Сокращение численности сельского населения Урбанизация . В 1914г. в Европе 29 гор. >1,5 млн. человек. Основная масса – рабочие.
Политика Классический либерализм - государство не вмешивается в экономику. Государственный капитализм: Расширение социальных функций государства Антимонопольная политика государства (США)

К на­ча­лу ХХ века самые раз­ви­тые по эко­но­ми­че­ско­му по­тен­ци­а­лу дер­жа­вы стали всту­пать в эпоху ин­ду­стри­аль­ной ци­ви­ли­за­ции , от­ка­зы­ва­ясь от тра­ди­ци­он­ной – аг­рар­ной. Это было свя­за­но со всё более на­би­рав­шей обо­ро­ты про­мыш­лен­но­стью, ко­то­рой тре­бо­ва­лись новые рынки сбыта, уве­ли­че­ние ма­те­ри­аль­но-ре­сурс­ной базы и проч. Ка­пи­та­лизм всту­пил в свою наи­выс­шую ста­дию – им­пе­ри­а­лизм , когда особенно усиливается неравномерность развития государств и растет их агрессивность.

Черты империализма:

- концентрация производства и капитала (сам процесс образования монополий)

В европейских странах появляются монополистические объединения.

Виды монополистических объединений:

1. Картель – объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании: сбыт (самый простейший вид монополии. Объединения предприятий не происходит, кжд предприятие работает как и раньше. Просто между собой они договариваются либо о минимальных ценах, либо о разделе рынков: в этом районе командует одно предприятие, а в этом – другое, либо о каких – то стандартах производства. Таким образом, становится проще бороться с конкурентами). Некоторые картели перерастают в синдикаты.

2. Синдикаты – это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий (заводы продолжают производить продукцию точно также. Как это происходило и в картелях, но сбытом теперь занимается специальная компания). Успешные синдикаты постепенно перерастают в тресты.

3. Тресты – одна из форм монополистического объединения, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже и юридическую самостоятельность (Это уже полное объединение предприятий. В этом случае и решение об объемах производства, и решение о рынках сбыта, и ценовые решения принимаются единым доверительным советом).

4. Концерн - объединение предприятий различных отраслей хозяйства - торговых фирм, банков, транспортных компаний, находящихся под единым финансовым контролем одного или нескольких предпринимателей.

Тема: «Индустриальное общество в начале 20 века».

Задачи: 1. Изучить периодизацию новейшей истории и процессы присущие периодам новейшей истории;

2. сформировать первоначальное представление о масштабах, достижениях и проблемах 20 века;

3. выявить причины важнейших перемен в экономике стран Европы;

4. сформулировать основные черты индустриального общества;

5. развивать умение группировать исторические факты по предложенным критериям и делать обобщающие выводы.

Оборудование: карта «Мир в конце 19 – начале 20 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

20 век – близкая история. Изучение которой будет строится не только на материале учебника, но на документах, воспоминаниях участников событий, материалах СМИ.

    Изучение нового материала.

а/ работа с линией времени:

Посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века;

Отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г.

Какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века?

б/ работа с таблицей:

какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции?

Первая промышленная революция 18-19 вв.

Вторая промышленно- технологическая революция конец19- пер. пол. 20 века.

Третья промышленно-технологическая революция с 70-х гг. 20 века.

Век парового двигателя, машиностроения, домен, ткацкого станка, железной дороги.

Век самолётов, радио, электричества, телефона, автомобиля.

Век микроэлектроники, биотехнологий, информационных технологий.

в/ работа с понятиями, схемами:

Что такое модернизация (работа со словарём учебника).

Не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства.

Эшелоны модернизации:

1 эшелон: страны передовые, индустриальные;

2 эшелон: страны «догоняющего развития»;

3 эшелон: традиционные страны.

Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?

Объясните понятие «традиционные страны».

Назовите страны 1, 2, 3, эшелонов.

В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному.

- дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Вторая промышленно- технологическая революция.

Сущность.

Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, техники, технологии. (машиностроение, автомобильная промышленность, электротехническая, нефтехимия).

Причины.

Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических изобретений. Фундаментальные открытия и изобретения.

Особенности.

Быстрое внедрение новых достижений науки и техники, развитие новых отраслей промышленности.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

1.начало массового производства промышленных товаров;

2. концентрация производства и капитала.

3. усиление регулирующей роли государства в экономике.

4. расширение социальных функций государства.

г/ работа в группах:

Отметить особенности развития каждой страны;

К чему может привести неравномерное экономическое развитие?

3. итог урока. Домашнее задание. П.1-2, ответить на вопросы к статистическим таблицам на с.22.