Кредитование

Московский государственный университет печати. Формирование учетной политики малого предприятия Учетная политика на малом предприятии образец

1. Основные принципы учетной политики

2. Обязательные требования к учетной политике

3. Классификация элементов учетной политики

4. Порядок составления учетной политики для целей налогообложения

Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

· организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

· масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

· финансовая стратегия организации;

· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

· степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;

· уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.

Таким образом, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.

Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:

1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:

Допущение имущественной обособленности;

Допущение непрерывности деятельности;

Допущение последовательности применения учетной политики;

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

3. Учетная политика должна содержать:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Учетная политика должна обеспечивать:

Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Методологические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, оказывающих влияние на показатели бухгалтерской финансовой отчетности. Например, способ списания сырья и материалов в бухгалтерском учете влияет на оценку остатков сырья и материалов, величину незавершенного производства, себестоимость готовой продукции.

Методические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. Они регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета и учетных регистрах. Данные приемы не оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к данной части учетной политики, закрепляют способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования :

1. Общие элементы учетной политики – регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации. К таким элементам относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета.

2. Специальные элементы учетной политики регулируютведение бухгалтерского учета на определенном участке. К таким элементам относятся: способ оценки незавершенного производства, метод начисления амортизации основных средств, порядок списания расходов будущих периодов.

Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки:

Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствуют в организации. К таким элементам, например, относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, правила документооборота.

Факультативно – обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Например, метод начисления амортизации нематериальных активов должен быть утвержден в организации при наличии у нее данных объектов бухгалтерского учета. Однако если у организации нематериальных активов нет, то и вышеуказанный способ может в учетной политике не утверждаться. Аналогично формы первичных учетных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.

Наконец, факультативными элементами учетной политики являются такие, утверждение которых не обязательно даже при наличии у хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы. Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18-02. Согласно п. 13 ПБУ 5-01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу. Таким образом, если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок, т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до склада будут включаться в их себестоимость.

Организация должна формировать две учетные политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики организации.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

· если организация решила изменить применяемые методы учета;

· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

· общие и организационно-технические вопросы;

· методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

· распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

· применение аналитических регистров налогового учета;

· технология обработки учетной информации.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

· регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

· регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу.

Учетная политика для ООО на УСН на 2017 год (образец)

Проверьте, соответствует ли новым требованиям учетная политика для ООО на УСН на 2017 год — образец и форма для скачивания есть в статье. А также основные принципы упрощенного учета.

Упрощенный бухгалтерский учет в ООО на УСН в 2017 году

Важно!
ПБУ стали федеральными стандартами

С 19 июля 2017 года законодатели признали ПБУ федеральными стандартами бухучета (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ). Также чиновники изменили правила, по которым надо вести учетную политику. Например, компания самостоятельно разрабатывает способ ведения бухучета, если его нет в федеральном стандарте. Для этого ориентируется на МСФО, стандарты бухучета по схожим вопросам и рекомендации по бухучету.

Если компания ведет упрощенный бухучет, а в федеральном стандарте нет правил для какой-то ситуации, то составлять учетную политику можно на основании требований рациональности.

Учетная политика на 2017 год для микропредприятия на УСН

Микропредприятиям пользуются всеми преимуществами малых предприятий. Кроме того, им необязательно вести бухучет методом двойной записи. Если компания отказывается от проводок, хозяйственные операции регистрируют в хронологической последовательности в книге учета по форме № К-2 МП. Доходы и расходы фиксируют по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (Основные средства», «Запасы» и т. д.).

Упрощенная бухгалтерская отчетность в ООО на УСН в 2017 году

Компании, которые относят к малому бизнесу, могут сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Составляя отчетность, обратите внимание, насколько вы упростили бухучет.

Допустим, коммерческие и управленческие затраты отражены в себестоимости проданной продукции. Тогда в отчете о финансовых результатах их можно показать по строке 2120 «Себестоимость продаж», а строки 2210 «Коммерческие расходы» и 2220 «Управленческие расходы» исключить из отчета. Отказались от ПБУ 18/02? Значит, отложенные налоговые активы и обязательства в бухотчетности отражать не нужно. Эти строки можно убрать из отчетности.

Если после того, как отчетность утвердили, в ней найдены ошибки, обычно их исправляют через счет 84. В отчетности текущего года данные за те годы, в которых была ошибка, отражают с учетом исправлений, а в пояснениях к отчетности за текущий год пишут, почему изменились прошлогодние и более ранние данные. Однако малые компании могут исправлять существенные ошибки предшествующего года без такого ретроспективного пересчета. В таком случае прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибки, нужно включить в прочие доходы или расходы текущего года.

Бухгалтерская учетная политика для ООО на УСН на 2017 год (образец)

Если новая учетная политика повлияет на итоговые показатели бухотчетности, изменения показателей достаточно отразить в отчетном году. Пересчитывать показатели бухотчетности за два предыдущих года не обязательно. Компании, которые не относятся к малому бизнесу, обязаны пересчитать показатели так, как будто изменения в учетной политике были не с отчетного года, а с позапрошлого (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

С учетом приведенных выше принципов составлен:

  • образец учетной политики для малого предприятия на УСН на 2017 год;
  • а также образец учетной политики на 2017 год для микропредприятия.

Налоговые учетные политики на УСН в 2017 году

Учетная политика 2017 при УСН «доходы»

Объект налогообложения . Компании на УСН в учетной политике приводят объект налогообложения — «доходы» или «доходы минус расходы». Ведь от этого зависит, в каком порядке организация будет считать налог. Если компания с 2017 года сменила объект, обновите это условие в учетной политике. О смене объекта надо было уведомить налоговиков не позднее 30 декабря 2016 года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Ставка налога. Компания на УСН не обязана приводить в учетной политике ставку налога. Поэтому оптимальный вариант — исключить это условие из учетной политики. Если же вы решили оставить упоминание о ставке, проверьте, актуальна ли она.

Региональные власти имеют право снижать налоговую ставку для компаний на упрощенке, которые платят налог с доходов, с 6 до 1 процента (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Вилка для тех, кто на объекте «доходы минус расходы», — от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Книга учета доходов и расходов . Компании на УСН могут установить в учетной политике, как они ведут книгу учета — на бумаге или в электронном виде. В учетной политике нужно описать, как электронная книга выводится на печать, прошнуровывается, пронумеровывается и заверяется.

Образец учетной политики на 2017 год на УСН «доходы »

Учетная политика при УСН на 2017 год «доходы минус расходы »

Объект налогообложения и способ ведения книги учета нужно указать и в том случае, когда единый упрощенный налог платят с разницы между доходами и расходами. Кроме того, в этой учетной политике нужно указать следующие данные.

Лимит основных средств. В 2017 году лимит для основных средств в налоговом учете — 100 000 руб. (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Формулировка может быть такой: «В составе основных средств учитывается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей».

Учет частичной оплаты основных средств. Компании на упрощенке вправе учитывать в расходах основные средства только при условии их оплаты (п. 3 ст. 346.16 , подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Как списывать частичную оплату, в законе не прописано. Поэтому стоит закрепить эти правила в учетной политике. Тем более что с учетом расходов бывает путаница.
Так, некоторые компании полностью списывают уплаченную сумму на дату платежа. Однако это рискованно. Чиновники считают, что частичную оплату нужно списывать равномерно в течение календарного года (письмо ФНС России от 6 февраля 2012 г. № ЕД-4-3/1818).

Метод оценки товаров. Для торговых компаний с объектом «доходы минус расходы» обязательное условие учетной политики — метод оценки товаров. Компания вправе списывать товары:

  • по стоимости первых по времени приобретения товаров — метод ФИФО;
  • по стоимости единицы товаров;
  • по средней стоимости (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Таким образом, если у компании появилась торговая деятельность, пропишите в учетной политике один из этих методов оценки товаров. То же самое относится к ситуации, когда торговая компания изменила объект налогообложения с «доходов» на «доходы минус расходы».

НДС со стоимости товаров безопаснее учитывать в расходах после их реализации (письмо Минфина России от 27 октября 2014 г. № 03-11-06/2/54127).

Убытки и минимальный налог . Компании на упрощенке, которые применяют объект «доходы минус расходы», имеют право уменьшить налог на убыток прошлого периода (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Кроме того, они вправе учесть в расходах разницу между уплаченным минимальным налогом и налогом, рассчитанным в обычном порядке (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В обоих случаях речь идет о праве компании, которым она может и не воспользоваться. Поэтому стоит закрепить в учетной политике, что организация при необходимости пользуется этими своими правами — переносит убытки и списывает разницу между минимальным и обычным налогом.

Уменьшить налог можно только на убытки, полученные в период, когда компания применяла упрощенку с объектом «доходы минус расходы». Убытки за период, в котором компания платила налог с доходов или применяла общую систему, не учитывайте при расчете налога на упрощенке (письмо Минфина России от 14 июля 2014 г. № 03-11-06/2/34135).

Образец учетной политики при УСН «доходы минус расходы » на 2017 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Особенности формирования учетной политики предприятий малого бизнеса (субъектов малого предпринимательства)

Определение статуса малого предприятия

Переход экономики от централизованного управления к рыночному регулированию значительно повлиял на условия функционирования предприятий, что привело к их трансформации. Так, крупные промышленные предприятия частично перестали существовать или уменьшили объемы производства, другие были реструктурированы, что обусловило их переход к категории "малых". Субъекты хозяйствования, которые создаются в современных условиях, также тяготеют к малому бизнесу. Это обусловливает увеличение доли предприятий малого бизнеса, рост их влияния на состояние экономики страны. В Украине разработан нормативную регламентацию определения статуса малого предприятия, методологии и организации учета, налогообложения и формирования отчетности малыми предприятиями.

Система бухгалтерского учета и отчетности предприятий малого бизнеса в Украине имеет свои специфические особенности, которые, прежде всего, обусловлены особенностями их хозяйственной деятельности, а также нормами законодательства Украины. Предприятия малого бизнеса, как и все другие субъекты хозяйствования, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет хозяйственных операций, составлять финансовую, налоговую и статистическую отчетность. При этом организация бухгалтерского учета предприятий малого бизнеса должна базироваться на общепринятых в Украине и в международной практике принципах и методических принципах, установленных Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

На уровне каждого субъекта хозяйственной деятельности построение учета должно учитывать все особенности организации и ведения предпринимательской деятельности этого субъекта и формализоваться в виде приказа по учетной политики.

Сознательный выбор элементов учетной политики предусматривает их базирования на оптимизации налогообложения, взвешенной инвестиционной и дивидендной политике. Исследование учетной практики малых предприятий свидетельствует о пренебрежении этими обстоятельствами, что обусловлено как субъективно (незначительный опыт работы сотрудников и несоответствие квалификационным требованиям), так и объективно (неосуществление внешнего контроля качества ведения бухгалтерского учета, высокий уровень теневой экономики). Кроме того, на отсутствие продуманной учетной политики предприятий малого бизнеса влияет также несогласованность определений в различных нормативных документах.

На уровне действующего законодательства все еще не урегулирован вопрос отнесения предприятий к сфере малого бизнеса.

Так, термин "субъект малого предпринимательства" (СМП) возник в нашей стране с вступлением в силу указа Президента от июля 1998 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Однако сегодня действует несколько нормативных документов, которые по-разному его определяют.

Согласно ст. 1 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" от 19 октября 2000 г. № 2063 субъектами малого предпринимательства являются:

Физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

Юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и объем годового валового дохода не превышает 500 000 евро.

Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28 июня 1999 г. № 746/99

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для таких субъектов малого предпринимательства:

Физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн;

Юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) которых за год не превышает 1 млн грн.

Итак, действующее законодательство предусматривает два понятия: субъект малого предпринимательства субъект малого предпринимательства, имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Однако не понятно зачем их отделять, поскольку введение этого термина как раз и было связано с предоставлением права применения упрощенной системы.

Кроме того, в Украине достаточно давно есть понятие "малое предприятие". Еще в 1991 г. Законом Украины "О предприятиях в Украине" был установлен критерий отнесения предприятий к малым, а именно - численность работающих в зависимости от отрасли, к которой относится предприятие. Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона по малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия:

В промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

В других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

В науке и научном обслуживании - с численностью работающих до I00 лиц;

В отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

В розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

1 января 2004 г. вступил в силу новый Хозяйственный кодекс, который заменил ряд законов, среди которых и Закон Украины "О предприятия в Украине".

Так, в соответствии с п. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год все предприятия делятся на малые, средние и большие. Малы считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.

Итак, понятие "малое предприятие" до утверждения нового Хозяйственного кодекса было более широким и включало как субъект малого предпринимательства (СМП), так и субъект предпринимательской деятельности (СПД). С 2004 г. отличий между этими понятиями нет.

понятие "плательщик единого налога", то таким плательщиком является субъект малого предпринимательства, который изъявил желание перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Итак, понятие "субъект малого предпринимательства" шире понятия "плательщик единого налога" (или "субъект малого бизнеса") и охватывает как те предприятия, которые воспользовались правом перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так и те, на которых это право распространено, но реализовать его они не считают нужным.

Одним из существенных факторов, который влияет на учетную политику предприятия малого бизнеса, является возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

Отправной точкой для написания статьи послужил новый Закон о бухгалтерском учете <1>, который обязывает все применяющие УСНО организации вести с 2013 г. бухгалтерский учет. Казалось бы, куда торопиться - время еще есть. Но впечатление обманчиво, так как учетная политика "обкатывается" годами, прежде чем ведущийся по ней бухгалтерский учет будет соответствовать всем требованиям законодательства. Поэтому предлагаем заранее побеспокоиться о столь важном для любого торгового предприятия документе.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

В какой ситуации находятся "упрощенцы"?

Начнем с того, что по объектам ОС и НМА у организаций малого бизнеса, применяющих УСНО, уже должна быть минимальная учетная политика. К этому обязывает ныне действующий Закон о бухгалтерском учете <2>. Напомним, учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому правила учета ОС и НМА, которые организация применяет в настоящее время, можно взять как готовую наработку и включить их отдельным разделом в учетную политику на 2013 г. При этом целесообразно еще раз оценить, все ли устраивает в порядке бухгалтерского учета названных активов (критерии признания, способ начисления амортизации, сроки проведения инвентаризации и т.д.). Кроме того, следует проверить, все ли необходимые приложения разработаны к данному разделу: формы документов, регистры бухгалтерского учета и т.д.

<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

Далее приведем подсказки, которые помогут бухгалтеру при составлении главного распорядительного документа. В частности, при составлении учетной политики "упрощенцам" с прицелом на 2013 г. целесообразно следовать требованиям, предъявляемым к данному документу уже новым Законом о бухгалтерском учете. В нем сказано, что организация при формировании учетной политики должна руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (среди основных документов: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <3>, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <4>, ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" <5> и т.д.). Особо хочется отметить ненормативные разъяснения рекомендательного характера. Одно из последних - Информация Минфина России N ПЗ-3/2010 <6>. В этом документе даны советы чиновников субъектам малого предпринимательства по организации ими бухгалтерского учета. Именно с данного документа предлагаем "упрощенцам" начать разработку учетной политики.

<3> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
<6> Данная Информация размещена на официальном сайте Минфина в подразделе "Обобщение практики применения законодательства" раздела "Законодательные и иные нормативные правовые акты" рубрики "Бухгалтерский учет", а также содержится в информационно-правовых базах.

Как составить учетную политику субъектам малого предпринимательства?

По мнению финансового ведомства, учетная политика субъектов малого предпринимательства должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Как этого можно достигнуть? Во-первых, не применять ряд сложных бухгалтерских стандартов. Во-вторых, вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке даже в отношении тех ПБУ, которые такие субъекты применяют наряду с остальными. В-третьих, сократить количество применяемых синтетических счетов. И, в-четвертых, составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (баланс и отчет о прибылях и убытках), ограничиваясь указанием наиболее важной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании (применительно к небольшим торговым организациям).

Полный перечень того, что должна включать в себя учетная политика предприятия, приведен в п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <7>. Не будем рассматривать все, выделим наиболее интересные и спорные для учетной политики "упрощенца" моменты.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

О плане счетов

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при составлении учетной политики бухгалтеру следует начать с разработки рабочего плана счетов, необходимого для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты представления финансовой информации. В Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 приведен "упрощенный" план счетов для представителей малого бизнеса. Рациональность его заключается в том, что вместо нескольких похожих (аналогичных) счетов предлагается использовать один, например, для:

  • материальных запасов (счет 10 "Материалы" вместо счетов 07, 10, 11);
  • готовой продукции и товаров (счет 41 "Товары" вместо счетов 43, 41), что очень кстати для организации сферы торговли;
  • денежных средств в банках (счет 51 "Расчетные счета" вместо счетов 52, 55, 57, 51);
  • дебиторской и кредиторской задолженности (счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79);
  • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) (счет 20 "Основное производство" вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20);
  • капитала (счет 80 "Уставный капитал" вместо счетов 80, 82, 83);
  • финансовых результатов (счет 99 "Прибыли и убытки" вместо счетов 90, 91, 99).

Организациям торговли целесообразно внести в этот перечень некоторые коррективы и использовать для учета затрат счет 44 "Расходы на продажу" (счет, который в малом бизнесе является основным и часто единственным счетом учета затрат). Если предприятие совмещает несколько направлений торговли, то на данном счете следует организовать раздельный учет. В частности, для этого могут быть использованы субсчета:

  • 44-1 "Расходы на продажу, связанные с ведением оптовой торговли";
  • 44-2 "Расходы на продажу, связанные с ведением розничной торговли";
  • 44-3 "Расходы на продажу, связанные с ведением комиссионной торговли";
  • 44-4 "Расходы на продажу, связанные с ведением всех направлений деятельности".

Другое отраслевое уточнение касается счета учета товаров (41), его целесообразно дополнить субсчетами:

  • 41-1 "Товары на складах";
  • 41-2 "Товары в розничной торговле" (при совмещении нескольких видов деятельности);
  • 41-3 "Тара под товаром и порожняя";
  • 41-4 "Товары в оптовой торговле" (при совмещении нескольких видов деятельности).

При этом независимо от масштабов бизнеса в целях контроля за сохранностью аналитический учет товаров ведется по наименованиям (сортам, партиям), местам хранения, ответственным лицам. При необходимости рабочий план счетов розничным продавцам следует дополнить счетом 42 "Торговая наценка". Напомним и о забалансовом учете: если организация занимается комиссионной торговлей, ей понадобится счет 004 "Товары, принятые на комиссию". Продавцы, ведущие свой бизнес на арендованных площадях, должны использовать счет 001 "Арендованные основные средства". После того как утверждены все балансовые и забалансовые счета, бухгалтер может переходить к формированию регистров бухучета.

О бухгалтерских регистрах

Субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухучета без использования (простая форма) или с использованием регистров учета имущества. Первый вариант предполагает регистрацию всех операций в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Но организациям торговли вряд ли он подойдет, так как большое количество операций вынуждает вести не одну книгу, а набор регистров в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Так советует делать Минфин в Информации N ПЗ-3/2010 и в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства <8>. Не будем углубляться в эту тему, а рассмотрим следующую ситуацию.

<8> Утверждены Приказом от 21.12.1998 N 64н.

Ревизоры, проведя первичные мероприятия налогового контроля и не найдя нарушений, о совершении которых у них имелись сведения, затребовали у организации регистры бухгалтерского учета. Проверяемая компания отказала в этом ревизорам, указав на то, что в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организация не утверждает и не ведет указанные регистры в бумажной форме (в виде журналов и карточек). Вместо этого организация предложила налоговикам ознакомиться с документами в электронном варианте (предоставить доступ к программе). Сотрудников ФНС такой ответ не устроил, и они решили привлечь "продвинутого" налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление требуемых документов. Кто прав в данной ситуации?

За ответом обратимся к Письму Минфина России от 25.01.2012 N 07-02-06/10. Утверждение регистров бухгалтерского учета является одним из обязательных требований законодательства о бухгалтерском учете, напоминают чиновники. Налоговым законодательством (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ) предусмотрено право налоговых органов истребовать у налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

В частности, при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Однако в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухучета в определенной форме, у налоговиков отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган регистров учета по форме, не соответствующей учетной политике компании. Согласитесь, ответ дает налогоплательщику хороший козырь, если он не готов сразу представить для проверки регистры бухгалтерского учета. С "упрощенцев" такие документы вряд ли будут требоваться в этом году, но в следующем, возможно, это будет "гвоздем программы", так как автор допускает, что не все "спецрежимники" сразу начнут вести бухучет, как это обязывает сделать новый Закон о бухгалтерском учете.

Об "отраслевых" активах предприятий торговли

В организациях торговли часто возникают вопросы по оценке товаров при их списании (Письма Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137, от 16.02.2012 N 03-03-06/1/88). Напомним, существует несколько способов, наиболее распространенный из которых - списание товаров по средней себестоимости. Ответы финансового ведомства касаются в основном списания товаров с позиции учета по налогу на прибыль, но "упрощенец" тоже может к ним прислушаться. Выводы такие. Если организация имеет обособленные подразделения, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет он формировать среднюю стоимость товара по каждому подразделению или по организации в целом, закрепив принятое решение в учетной политике. Также в случае изменения (пересчета) цены товаров поставщиком покупатель должен пересчитать (скорректировать) среднюю стоимость начиная с периода их оприходования до момента списания. Если в момент оприходования товаров допущена ошибка и она несущественна (или существенна, но допущена субъектом малого предпринимательства), то бухгалтер вправе не исправлять ее тем периодом, когда она была допущена, а исправить перспективно (п. 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" <9>). Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибки, отражаются в составе прочих текущих доходов или расходов.

<9> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

В этом же разделе статьи напомним о других моментах, которые следует зафиксировать в учетной политике. В связи с тем что организация торговли применяет УСНО, суммы "входного" НДС, предъявленные поставщиками, включаются в стоимость приобретенных товаров. Валовой доход для определения торговой наценки в рознице (если учет ведется по продажным ценам) рассчитывается: по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров. Обязательно нужно указать основания и способы предоставления скидок покупателям (скидка на будущее, скидка "задним числом" или скидка при реализации). Здесь же нужно обозначить порядок уценки товаров: с использованием резерва под снижение стоимости материальных ценностей (для товаров, учитываемых по покупным ценам) или с помощью корректировок торговых наценок (для товаров, учитываемых по продажным ценам). Товары, переданные в переработку, отражаются либо с использованием счета учета материалов (10), либо с использованием субсчета, открытого к счету учета товаров (субсчет 41-5 "Товары, переданные в переработку"). Отдельное внимание нужно уделить неотфактурованным поставкам товаров: для их учета можно использовать отдельный субсчет, либо довольствоваться обычными счетами и при поступлении документов корректировать стоимость корректировочными проводками, либо проводить "дооценку" ("уценку") начальной стоимости товаров. Транспортные расходы по доставке товаров либо включаются в их стоимость, либо относятся в состав расходов на продажу текущего периода. Предприятие вправе создавать или не создавать резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров.

Обращаем внимание, все сказанное касается бухгалтерского учета товаров, их налоговый учет организация-"упрощенец" ведет в порядке, который должен быть установлен в налоговой политике, разработанной на основании норм гл. 26.2 НК РФ.

Иные решения "упрощенной" политики

Как следует из Информации Минфина России N ПЗ-3/2010, "упрощенцы" как субъекты малого предпринимательства вправе принять решение и:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  • не проводить переоценку ОС и НМА в бухучете;
  • оценивать финансовые вложения в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (то есть по стоимости приобретения);
  • не отражать оценочные и условные обязательства, условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • отражать все расходы по займам в составе прочих текущих затрат организации.

Напоминаем, все перечисленные допущения являются правом представителя малого бизнеса, которым он может воспользоваться или нет, при этом свой выбор следует зафиксировать в учетной политике.

К сведению. Если в бухгалтерском законодательстве не определен способ отражения в учете той или иной нестандартной хозяйственной операции, то бухгалтер вправе обратиться за ответом к МСФО, которые уже официально переведены и опубликованы в России.

Об отчетности субъектов малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность является итоговым результатом ведения бухучета и одним из элементов учетной политики организации. В Минфине считают, что представители малого бизнеса могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства. "Упрощенцам", которые начнут вести бухучет, целесообразно приводить в отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности. Все это следует упомянуть в учетной политике. Кстати, любые изменения учетной политики в отчетности субъекты малого предпринимательства вправе показывать перспективно (в текущем периоде, не возвращаясь назад). Также допускается исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате их исправления, в состав прочих доходов или расходов текущего периода. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех обособленных подразделений (вместе с выделенными на отдельные балансы) (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 07-02-06/49) ("упрощенец" вправе иметь зарегистрированные в налоговых органах обособленные подразделения, ему не разрешается иметь только филиалы и представительства (п. 3 ст. 346.12 НК РФ)).

Еще об одном немаловажном моменте

Итак, описанные рекомендации можно использовать при написании учетной политики, но, чтобы начать ей пользоваться, необходимо, чтобы в бухгалтерском учете организации были сформированы начальные остатки. Действительно, ведь компания будет начинать 2013 г. не с нуля, а уже имея активы и обязательства, а также накопленную прибыль или убыток. Как их определить? Наиболее простой и доступный способ - провести инвентаризацию. Если бухгалтер решил начать вести учет в переходном периоде, то данное мероприятие следует приурочить к началу этого периода. Кстати, по отдельным активам и обязательствам у бухгалтера есть информация и без проведения инвентаризации. На любую дату у "упрощенца" есть данные по ОС и НМА, по которым он ведет бухучет в обязательном порядке на основании норм действующего пока Закона о бухгалтерском учете. Не составит труда определить остаток денежных средств по выпискам банков и кассовой книге организации. Если торговая организация периодически проводит сверку по налогам, сборам и взносам, то это поможет оценить кредиторскую задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. По остальным обязательствам и активам целесообразно провести инвентаризацию не только для оценки стоимости, но для ревизии фактического наличия имущества. Однако не все можно оценить в ходе ревизии активов и обязательств. Не получится определить этим способом такой важный показатель бухгалтерского баланса, как нераспределенная прибыль (убыток), без которого тоже не обойтись на начало 2013 г.

Один из практичных способов определения данного показателя заключается в использовании сущности метода двойной записи. Все балансовые проводки в итоге должны дать равенство актива и пассива баланса. Поэтому, если в нем по документам и в ходе инвентаризации определены все активы и обязательства, методом подстановки и прямого вычисления несложно будет определить накопленную прибыль (убыток). На практике для корреспонденции с начальными остатками активов и пассивов выбирается некий вспомогательный счет. На нем подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, а их разница есть как раз сальдо счета 84 "Нераспределенная прибыль (убыток)". Необходимость использования вспомогательного счета вызвана тем, что счет 84 корреспондирует не со всеми счетами, к тому же он используется для накопления и распределения прибыли, а не для формирования начальных остатков. Поэтому и вводится вспомогательный счет, который по окончании оценки всех активов и обязательств закрывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Пример. Торговой организацией (малое предприятие, применяющее УСНО) на основании документов и по итогам инвентаризации выявлены: основные средства на сумму 500 тыс. руб., по ним начислена амортизация - 300 тыс. руб., товары - 1 млн руб., денежные средства (на счетах в банках и в кассе) - 200 тыс. руб., дебиторская задолженность (по выданным авансам, проданным товарам) - 300 тыс. руб., кредиторская задолженность (по полученным авансам, приобретенным товарам) - 400 тыс. руб., задолженность по зарплате - 150 тыс. руб., по взносам во внебюджетные фонды - 60 тыс. руб., по единому налогу - 40 тыс. руб., уставный капитал - 50 тыс. руб.

По кредиту вспомогательный счет корреспондирует с активами (ОС, запасы, денежные средства, дебиторская задолженность). Кредитовый оборот составит 2 млн руб. (500 000 + 1 000 000 + 200 000 + 300 000). По дебету вспомогательный счет корреспондирует с пассивами - 1 млн руб. (300 000 + 400 000 + 150 000 + 60 000 + 40 000 + 50 000). Разница в 1 млн руб. есть кредитовый остаток вспомогательного счета, иначе говоря, прибыль торгового предприятия, накопленная до отчетной даты. Показатель вписывается в разд. III пассива баланса на дату формирования остатков активов и обязательств.

После проведенного подготовительного мероприятия можно переходить к непосредственному ведению бухучета, руководствуясь принятой учетной политикой.

Заметим, восстанавливать весь бухгалтерский учет "упрощенцу" не нужно, так как новый Закон о бухгалтерском учете к этому не обязывает. Для заполнения баланса достаточно оценить входные остатки на отчетную дату (и указать их во II графе бухгалтерского баланса "На 31 декабря 2012 года"), а отчет о прибылях и убытках бухгалтер может заполнить только по данным о доходах и расходах текущего периода. При этом рекомендуем все же ввести переходный период, например II полугодие или последний квартал уходящего года, в течение которого будет вестись "пробный" учет исходя из "чернового" варианта учетной политики. А на начало следующего года уже можно будет утвердить окончательную редакцию данного документа с учетом всех поправок и доработок по итогам ведения бухгалтерского учета в переходном периоде.

* * *

Остается добавить, что бухучет организаций-"упрощенцев", относящихся к субъектам малого предпринимательства, намного проще систематизации и обобщения финансовой информации остальных организаций (среднего и крупного бизнеса). Поэтому не стоит бояться начала 2013 г., и, перефразируя известное выражение, можно сказать: "Не так страшен бухучет, как его малюют". Главное, вести его аккуратно, правильно и систематично, не допуская пропусков хозяйственных операций, которых у субъектов малого предпринимательства, в том числе в сфере торговли, не так много. Результат покажет время.

С.В.Булаев

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"