Кредитование

Методы и этапы налогового планирования. Четыре основные стадии налогового планирования Общеэкономические принципы налогового планирования

Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.

Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя: - определение основных принципов; - анализ проблем и постановка задач; - определение основных инструментов, которые может использовать организация; - создание схемы; - осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.

Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах".

В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; - налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199).

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный.

Законный способ. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений.

Незаконный способ. Этот способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

Предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

Цены сделок;

Дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

Специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

Льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

Методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Сущность и принципы налогового планирования. Этапы и сроки налогового планирования. Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому. Целью налогового планирования и прогнозирования является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………….....3

Сущность и принципы налогового планирования………………………….5

Этапы и сроки налогового планирования………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………..16

Введение

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Целью налогового планирования и прогнозирования является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде.

Налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Целью налогового планирования являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат, избежание налоговых санкций, начисления пеней; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок с контрагентами; управление потоками денежных средств; эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, защита прав налогоплательщика, в том числе судебная.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента . Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают: учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства; разработку учетной политики предприятия ; правильное и полное использования всех установленных законом льгот; оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Сущность и принципы налогового планирования

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Его сущность заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. В налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика. Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщика применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (налоговое планирование для предприятий) и личное (налоговое планирование для физических лиц). 1

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Принципы налогового планирования можно образно представить следующими высказываниями и положениями:

1. «Налоговое планирование, не нарушающее закон, — обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве» (Джон Пеппер).

2. «Платить налоги нужно. Но с умом» (Б. А. Рагозин). А именно:

Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот.

Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

3. Налоги нельзя просто «механически» минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

Сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других;

Минимизация налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

Механическое сокращение налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. «Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации. Минимизация налогов — это только часть более крупной главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия» (Р. Ф. Галимзянов).

Процесс налогового планирования играет важную роль в любой коммерческой организации. Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения в налоговом процессе складываются в единую схему действия, например решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений, выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов, анализ всех возможных форм сделок и образование договорного поля, составление журнала типовых хозяйственных операций, анализ различных хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, налоговый менеджмент, включая использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15% общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах — группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

Если налоги забирают 40-50% и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы. Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.

Как уже отмечалось, текущее налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

В соответствии со статусом предприятия на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Существует несколько правил налогового планирования:

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него. 2

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Этапы и сроки налогового планирования

Процесс налогового планирования можно разделить на несколько тесно связанных этапов, которые, однако, не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств плательщика. Отдельные вопросы на любом этапе могут решаться одновременно с рассмотрением других проблем налогообложения.

На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия (производства, цеха, конторы и т.п.), так и его руководящих органов, филиалов или дочерних компаний. При этом учитываются не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и другие положения налогового права, например, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую (как в случае с использованием «голландского сандвича»), возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, условия налоговых соглашений и др.

Основная задача второго этапа налогового планирования состоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли

При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприятие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами. В качестве примера можно привести полное товарищество, участники которого солидарно отвечают по долгам товарищества всем своим имуществом. По действующему российскому законодательству оно не признается плательщиком налога на прибыль предприятий, что позволяет ему избежать двойного налогообложения получаемой им прибыли (которое обычно имеет место при распределении дивидендов). Кроме того, полное товарищество, созданное физическими лицами, имеет право на ряд льгот по местным налогам, налогообложению имущества. 3

Напротив, предприятие, учрежденное в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участии можно свести до минимума. По действующему российскому законодательству о налогообложении прибыли предприятий такое юридическое лицо подвержено высокому налогообложению. Имеет место двойное налогообложение получаемой им прибыли при распределении дивидендов. Прибыль, получаемая обществом, облагается налогом в установленном порядке. При распределении дивидендов с физических лиц взимается налог у источника по ставкам, установленным для налогообложения доходов физических лиц; при получении юридическими лицами дивидендов (или доходов от долевого участия в других предприятиях) с них взимается налог по фиксированной законом ставке. Соответственно при распределении дивидендов акционерам образуется тройное налогообложение. Если предпринимательскую деятельность ведет сложная организационная единица (группа взаимосвязанных юридических лиц), двойное налогообложение будет возникать на каждом этапе распределения дивидендов.

Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот (например для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства).

Второй этап — выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органично входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап — образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Седьмой этап непосредственно связан с управлением налогами на предприятиях и в организациях. Налоговый менеджмент включает организацию надежного налогового учета и контроль за правильностью расчетов налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью основных финансовых показателей организации.

После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Затем, согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ, формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций);

Осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

Определяются альтернативные способы учетной политики.

Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика в целях налогообложения применяется последовательно из года в год. Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования. 4

На практике управление налогами включает три ступени:

Организацию надежного налогового учета;

Контроль за правильностью расчетов налогов;

Минимизацию налогов в рамках действующего законодательства.

Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета и только оставшаяся часть — результат несовершенства российского законодательства.

Заключение

Налоговое планирование – это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени.

Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц.

Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает.

Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон.

Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных.

Список Литературы

  1. Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2008. – №3.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2010.
  3. Веретина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия // Финансы. – 2009. – №4.
  4. Евсегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.:ИНФРА-М, 2010.
  5. Заяц Н. Теория налогов. – М.: БГЭУ, 2010.
  6. Кожинов В.В. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятия. – М.: Экзамен, 2008.
  7. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. – М.: Инфограф, 2009 г.

1 . Акулинин Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования // Налоговый вестник. – 2008. – №3.

2 Вылкова Е.С. Налоговое планирование должно стать основной частью финансового менеджмента // Финансист. – 2009. – № 7.

3 Новикова А.И. Мельник А.Д. Золотарев В.П. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. - №11. - 2009.

4 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА–М, 2009 г.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5366. Основные моменты налогового планирования 281.1 KB
Унитарные предприятия выполняют важные государственные функции, поэтому налогообложение и налоговое планирование этих предприятий является очень актуальным вопросом для исследования. Налоговое планирование является важным моментом
13189. Разработка предложений по совершенствованию налогового планирования и прогнозирования 688.55 KB
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством изначально предусматривающее различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика направлений и результатов его финансовохозяйственной деятельности места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. В многочисленных работах по данной...
15071. Понятие и принципы планирования расследования 490.7 KB
Расследование – это процесс познавательный, разновидность познания объективной действительности. Первоначальные сведения о преступлении, поступающие к следователю, чаще всего неполны, отрывочны и ненадежны. Они явно недостаточны для обоснования вывода о наличии или отсутствии состава преступления, о лице, виновном в нем, и т.д
2334. Сущность и цели кадрового планирования 731.46 KB
Сущность и цели кадрового планирования Кадровое планирование целенаправленная научно обоснованная деятельность организации имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Цели кадрового планирования Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Цели и задачи кадрового планирования схематически представлены на рисунке 1. Цели и задачи кадрового планирования организации...
9344. Сущность, принципы и функции права 25.42 KB
Последнее особенно четко просматривается в отечественной литературе. Если сравнить между собой определения понятия права и подходами к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью
13469. Сущность менеджмента. Принципы и модели управления 88.4 KB
Принципы и модели управления Современный менеджмент. В настоящее время менеджмент рассматривают как тип управления в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики хотя данный тип управления не является наилучшим максимально эффективным в любых условиях. Его можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах – как науку и искусство управления организациями как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями. Менеджмент как наука и искусство...
7561. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 25.86 KB
Сущность закономерности принципы процесса воспитания и самовоспитания Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий воспитание в широком педагогическом значении воспитание в узком педагогическом значении; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания представленные в истории педагогики; □ знать и уметь формулировать цели задачи гуманистического воспитания; знать и уметь раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания; □ знать и уметь характеризовать...
10254. Занятость населения: сущность, принципы, виды, формы 11.42 KB
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости 1993 г. В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества обеспечивает его прогрессивное развитие вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости безработица негативно влияет на жизненный уровень человека его семьи; является дестабилизирующим фактором ведущим к застою деградации отдельных регионов социальным потрясениям в обществе.
6358. Коррекционно-воспитательная работа (сущность, принципы, средства) Воспитание дошкольников в специальных дошкольных учреждениях как системный процесс 16.01 KB
Выберите правильный ответ: интегрированное воспитание и обучение предполагает А совместное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей Б синтез методов обучения и воспитания В объединение разнообразных форм обучения и воспитания Выделите направления коррекционной учебновоспитательной работы: А индивидуальные коррекционные занятия Б физическое умственное нравственное эстетическое воспитание В формирование способов усвоения социокультурного опыта Г эмоциональный визуальный и тактильный...
20071. Актуальные проблемы налогового администрирования 86.16 KB
Научной разработке теоретических основ системы налогового администрирования посвящено не одно исследование в рамках которых в той или иной мере внимание уделяется ее организационным технологическим функциональным аспектам. В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования. Разнообразие подходов к исследованию системы налогового администрирования обусловлено сложностью изучаемого объекта и отсутствием законодательного определения понятия налоговое администрирование.

Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации - налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей. Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока. Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.

Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.

Значение и сущность

Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).

Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.

Ключевые цели прогнозирования

Главные цели планирования:

  • законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
  • формирование эффективной учетной политики;
  • обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
  • исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).

Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.

Виды налогового планирования

Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того - на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.

Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).

О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.

Необходимость оптимизации налогов

Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.

Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом - добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.

Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.

Потребности в оптимизации:

  • высокая (критически важно организовать планирование) - если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
  • актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) - если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
  • низкая - если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.

Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).

Общие принципы налогового планирования

Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.

Главные принципы планирования:

  • соблюдение закона - все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
  • комплексный подход - в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
  • своевременность - необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
  • рациональность - важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
  • обоснованность - наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
  • профессионализм - работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
  • конфиденциальность - содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.

Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски. Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи. Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.

Определение рисков

Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию - выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.

Ключевые налоговые риски:

  • увеличение налогов;
  • претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
  • судебное, уголовное преследование.

Анализ ситуации и утверждение задач

Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая). Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы. Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).

На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.

Подбор методов и инструментов планирования

Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.

Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата - инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).

Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.

К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.

Формирование схемы финансово-экономической деятельности

Один из этапов налогового прогнозирования - подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.

При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе. Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы. Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.

Сроки и периоды прогнозирования

Налоговое планирование - стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода. К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона. Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.

В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.

Формы и направления налогового прогнозирования

Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:

  • мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
  • создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.

В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.

Направления планирования

Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.

Общие направления:

  • выбор организационно-правовой формы (желательно - перед государственной регистрацией бизнеса);
  • определение оптимального для организации налогового режима;
  • установление (изменение) объекта налогообложения;
  • создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
  • выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
  • анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
  • распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.

Методы налогового планирования

Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.

Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании. Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения - довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса. Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.

Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов - гораздо больше, и возможности их применения - значительно шире.

Внутренние методы налоговой оптимизации

В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.

Формирование учетной политики

Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета - один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.

Аналитико-расчетный метод

В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.

Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:

  • объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
  • размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
  • список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).

Балансовый метод

Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей. В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств. Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).

Нормативный метод

Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.

Оптимизация планов и решений

В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.

Определение налогового поля

Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля - схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.

Основные аспекты налогового поля:

  • полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
  • имеющиеся льготы, освобождения;
  • выбранная система налогообложения;
  • статус налогоплательщика;
  • расположение субъекта;
  • сроки проведения выплат.

При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.

Заключение

Налоговое планирование - важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.

Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время - исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.

В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг - достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.

Но что стоит об этом знать российский предприятиям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям? Какие основные определения нужно запомнить, какие факторы и нюансы стоит учитывать?

Базовые сведения

Рассмотрим понятие налогового планирования, которое дано в законодательных документах и методической литературе. Определим основные элементы, задачи и иные важные для организации деятельности факторы.

Что это такое?

Под налоговым планированием понимают действия, в результате которых должны уменьшиться налоговые траты, что производятся в виде налогов, сборов, или иных платежей обязательного характера.

Налоговое планирование – составляющее финансового планирования юридического лица.

Его суть в том, что всеми лицами, что обязаны платить налоги, могут быть использованы средства, приемы, способы, с помощью которых сокращаются налоговые обязательства.

Это также планирование финансовой хозяйственной деятельности компании, цель которого – минимизировать налоговые платежи в бюджет государства. Оно может быть адресным. Но также применяется в широком круге предприятий.

Основные элементы

Налоговое планирование основано на законодательных положениях Российской Федерации. Разработка положений и методологических основ осуществляется в компаниях.

Налоговое планирование характеризуется объективностью, диктуется конкуренцией на рынке, стремлением субъектов к уменьшению налоговых затрат, увеличению своих средств для развития деятельности.

Чтобы планирование было оптимальным, стоит учитывать такие нюансы:

  • какое состояние и какие тенденции развития законов на всех уровнях;
  • какая направленность бюджетной и налоговой политики Российской Федерации;
  • какие меры применяются по уменьшению количества лиц, что не платят налоги;
  • в каком состоянии находится правовая культура налоговой службы;
  • являются ли налоговые консультанты профессионалами.

Элементы, с помощью которых можно минимизировать и оптимизировать обложение налогами:

По налоговому и бухучету Организация взаимодействия, которое будет соблюдать нормативные документы, правильное понимание законов, реагирование на коррективы, которые вносятся в законодательство
По учетной политике Выбираются способы, при помощи которых ведется налоговый и бухгалтерский учет. Представлена документом, что утверждается плательщиком налогов
По налоговым льготам и организации сделок Не всегда правильно применяются льготы, что установлены на законодательном уровне. Требуется проведение анализа возможной формы сделки с учетом налогового последствия
По налоговому контролю Составляется налоговый бюджет – основа для контрольного действия руководства компании и финансовых менеджеров. Ошибки снижаются при применении принципа и процедуры технологии внутреннего контролирования налогового расчета
Есть необходимость в налоговом календаре С его помощью проверяют, правильно ли проведены расчеты, выполнены ли сроки уплаты сумм, своевременно ли представлено отчетность
Используется стратегия оптимального управления и план выполнения такой стратегии Выстраивается система управления, принятия решения. Осуществляется разработка модулей среднесрочного и текущего плана
Применение льготных налоговых режимов Создаются оффшорные компании за границей, низконалоговые предприятия в пределах Российской Федерации
Имитационная модель финансового характера Когда появляется возможность определять налоговую нагрузку, доход предприятия
Осуществляется отчетная аналитическая работа налогового менеджмента

Инструментами налогового планирования в компании являются:

  • льгота налогового характера;
  • используемый режим налогообложения;
  • зона льготного налогового обложения в пределах России и за границей;
  • соглашение об избежании двойного обложения налогом с другими государствами.

Принципы

Планирование характеризуется:

Принципы участия зависят от принципа единства. Все структурные единицы должны принять участие в планировании в независимости от участков работы, за которые они несут ответственность.

Планирование затронет каждого сотрудника компании, в противном случае оно будет неэффективным. Есть и принцип научности.

Планирование должно иметь научное обоснование, оно формируется на достоверных сведениях, методах научного плана. Принципы обоснованности предполагают, что сама процедура следуют целям компании на ближайшее будущее.

С какой целью проводится?

Основные цели налогового планирования:

  • оптимизировать налоговые платежи;
  • минимизировать налоговые потери по определенным налогам;
  • повысить объем оборотных средств компании;
  • увеличить возможность развиваться;
  • повысить эффективность деятельности предприятия.

При облегчении налогового бремени возникает возможность увеличить прибыльность финансовой хозяйственной деятельности с целью развить дальнейшее производство.

Осуществляемые задачи и функции

С помощью налогового планирования обеспечиваются качественные и количественные показатели задания по созданию доходной части бюджета.

Региональные задачи:

  • оценить налоговый потенциал территориального округа;
  • спрогнозировать налоговые перечисления, учитывая темпы экономического развития области;
  • утвердить бюджет по налогу;
  • вывести сумму дефицита в бюджете, инфляционные показатели, индекс стоимости;
  • разработать контрольное задание в бюджете каждого уровня;
  • определить, как будут распределяться ставки и .

Опишем и такие задачи и функции налоговой службы Российской Федерации:

  • разрабатывается и совершенствуется методология выполнения работ по проведению анализа и планированию перечислений прибыли, обеспечивается доходная часть бюджета;
  • изучаются, обобщаются, готовятся предложения о распространении опыта деятельности Налоговой инспекции по территориальным округам РФ;
  • одной из задач государственного налогового планирования является
  • разработка методологического и аналитического обеспечения налогового паспорта субъекта РФ, федерального округа и России в общем;
  • разрабатывается методология создания и ведения органами программно-аналитического комплекса, что содержит данные таблиц по перечислению налогов, по налоговой базе, социально-экономического развития

Действующая нормативная база

При проведении налогового планирования стоит опираться на Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).

Расширенное понятие налогового планирования в Российской Федерации

Разберемся в основной информации, которая касается налогового планирования в пределах России.

Какими этапами реализуется? (стадии)

Составляющие налогового планирования:

  • выявление главного риска;
  • проведение анализа проблемы и определение задачи;
  • определение основного инструмента, который может использоваться компанией;
  • создание схем;
  • ведение деятельности согласно схеме.

Факторы, влияющие на результат

Каждое инвестиционное решение характеризуется наличием затрат, получением прибыли и формированием результатов.

При управлении затратами и прибылью хозяйствующие субъекты решают вопросы снижения риска и ищут способы избежать риска признания несостоятельности.

Налоги влияют на управление прибылью, затратами и итоговым результатом, и именно через это осуществляется налоговое планирование.

Оно влияет на иные направленности по финансовому менеджменту. Важный фактор при достижении целей – получение предпринимательского дохода, то есть дохода, что не облагается налогом.

Имеющиеся риски

Риск по минимизации налоговых платежей оценивается в качестве совокупности вероятных убытков плательщика обязательных государственных сборов при налоговых проверках.

К налоговым рискам относят:

  • риск налогового контролирования;
  • риск по усилению налоговой нагрузки;
  • риск того, что компания будет преследоваться в соответствии с уголовным законодательством.

Компании должны планировать риски. В бизнес-плане предприятия должен быть включен раздел «Управление рисками».

Риски могут быть:

Есть разделение на:

  • систематический риск;
  • динамический.

Как выглядит общая схема?

Налоговое планирование осуществляется так:

Формируется налоговое поле Готовится таблица, которая характеризует его. Все налоги должны быть описаны с учетом таких данных:
  • источника платежей;
  • проводки по бухгалтерии;
  • базы, что облагается налогом;
  • сроков перечисления;
  • пропорций уплаты в бюджет определенного уровня;
  • данных предприятий, которым такие перечисления производятся;
  • льгот и особых условий расчета налогов
Выбирается выгодное месторасположение производства, конторы, филиала, дочерней фирмы, руководства Выбираются организационно-правовые формы юрлиц, определяется ее соотношение с налоговой системой
Далее осуществляется текущее налоговое планирование Формируют договорные отношения, планируют вероятные сделки. Разрабатывается система отношений с партнерами. Планируются сделки аренды, подряда, купли-продажи, возмездного предоставления услуг
Подбирают операции между взаимозависимыми лицами Которые должны выполняться компанией
Разрабатывают ситуации Учитывая налоговые и хозяйственные наработки
Выбирают лучший вариант Что будет оформлен в виде проводки
Составляют журнал по типовым хозяйственным операциям Это основа для учета по налогам. Анализируются налоговые ситуации, сопоставляются финансовые показатели с возможными штрафами, потерями
Оценивают получение наибольших финансовых результатов Учитывая налоговые риски. Организуется надежный учет и контроль правильности расчетов

Практическое

Организуют налоговый и бухучет Разрабатывают схемы по минимизации налоговых платежей Контролируют, правильны ли расчеты и своевременно ли перечислены налоги
Правильно толкуются нормы законодательства, учитывая поправки Разрабатывают учетную политику для целей налогообложения Исключаются арифметические ошибки
Определяют, какова связь между бухгалтерским и налоговым учетом Определяют совокупность льгот по налогам Применяются технологии внутреннего контроля налогового расчета
Уделяется внимание правильности оформления первичной документации и регистра налогового учета Уделяют внимание анализу и правильной организации сделки Применяется налоговый календарь, что не позволит просрочить перечисление платежей

Стратегическое

Это наивысший этап налогового планирования в компании. Конечный результат – создание плана, цель которого – достичь стратегические цели фирмы.

Все налоговые стратегии основаны на налоговой идеологии, что представлена системой принципов управления налогами. Этапы:

  1. Определяется период стратегии.
  2. Проводятся мероприятия, во время которых изучаются налоговые факторы и налоговая политика страны.
  3. Определяются стратегические цели.
  4. Определяется цель в конкретной отрасли по периоду.
  5. Определяется налоговая стратегия с учетом того, к какой сфере она принадлежит.
  6. Разрабатываются мероприятия, которые направлены на обеспечение стратегии.
  7. Анализируется, насколько эффективной является разработанная налоговая стратегия.

Тактическое

Все фирмы ведут учет затрат и прибыли. При ведении внутреннего контроля возможно проведение таких процедур:

Под тактическим налоговым планированием понимают составляющие механизмов по финансовому управлению и контролю. Составляют прогнозы налогового обязательства, что будут использованы при подготовке прогноза денежного потока компании.

На основании такого планирования принимаются управленческие решения. Методы:

  1. Использование отсрочки налоговых платежей.
  2. Осуществляют замену отношений.
  3. Разделяют отношения.
  4. Сокращают объекты обложения налогом ( , снижение цены товара).
  5. Осуществление делегирования ответственности налогового плана.
  6. Исходной составляющей является определение , которая способна минимизировать налоговые платежи.
  7. Использование льгот налогового характера.
  8. Замена центра управленческого решения или сбыта товара с формированием самостоятельного юрлица.

Особенности планирования налогового бремени

Налоговое планирование осуществляется с учетом направления деятельности компании. Есть ряд особенностей при планировании налогов для малого предприятия.

Стоит также помнить и о том, как определяется эффективность налогового планирования.

Отношение к прогнозированию

Значение налогового прогнозирования, осуществляемого в России:

  • иногда не в полной мере понятна возможность развития компании в условиях, что являются более благоприятными;
  • фирма может находиться на слабой позиции в сравнении с иными компаниями;
  • не всегда обеспечивается системность развития и т. д.

Прогнозируя налоги, можно сэкономить на налоговых затратах. Так снижается налоговая нагрузка и увеличивается рентабельность юридического лица.

Прогноз налогового планирования необходим, если нужно принять решение по вопросам об открытии нового вида деятельности или при выходе фирмы на международный уровень.

Видео: модель идеального холдинга

Просчитывают самые эффективные варианты, когда можно получить положительный результат. Планирование и прогнозирование – важный фактор, что является сущностью в финансовом управлении денежным потоком компании.

Появляется возможность по оптимизированию налоговых платежей – увеличивается прибыльность, повышается платежеспособность, приобретаются надежные партнеры.

Нюансы в сфере малого бизнеса

Небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели считают, что налоговое планирование осуществляется только большими компаниями.

Но и для малого предприятия такое планирование имеет особое значение, ведь оно обязано заплатить большую долю налогов из полученного дохода.

При правильной организации деятельности фирмы вырабатывается правильная стратегия по вопросам минимизации налогового бремени. Возможно:

  • планирование перспективного плана;
  • планирование текущее.

Основами налогового планирования является:

  • правильность формирования учетной политики, осуществления договорной кампании;
  • правильность и полнота использования всех льгот;
  • оценивание позиции налоговой службы относительно получения отсрочки и рассрочки и т. д.

Налоговое планирование осуществляется малыми предприятиями с учетом:

  • сущности налогов;
  • налогооблагаемого объекта;
  • исчислений базы налога;
  • видов льгот;
  • списка ;
  • порядка и сроков перечисления налогов.

Оценка его эффективности

Эффективность налоговых планов оценивается при помощи разных значений, что делятся на несколько групп.

Индикаторы общего характера:

Нагрузка налогового плана по методам налогового органа Утверждены минимальные показатели
Коэффициенты эффективности обложения налогом Увеличение коэффициента значит увеличение эффективности планирования налогов
Часть перечислений в добавленной стоимости Что производится компанией
Коэффициенты способности платить налоги Уменьшается дебиторская задолженность покупателя прошлого периода, увеличивается дебиторская задолженность покупателя в текущем периоде
Минимальные показатели уровня актива Что обеспечивает способность к оплате налогов компании

Показатели частного плана:

  • коэффициенты по налоговым льготам в системе;
  • коэффициенты эффективности льготы по налогам;
  • часть косвенных платежей в выручке с (характеризуется нагрузка по косвенным платежам);
  • часть косвенных сборов по НДС (насколько эффективно используются налоговые вычеты);
  • часть прямых платежей по НДС (налоговая нагрузка по прямым платежам);
  • часть прямых платежей в выручке по НДС (нагрузка налогового характера);
  • часть прямых платежей в НДС (эффективна ли налоговая система);
  • коэффициенты эффективности по налогам (прямые платежи) – показана сумма дохода, что приходится на рубль уплачиваемого налога;
  • распределение в процентах (переменные и постоянные налоговые издержки компании).

Перечислим постоянные налоговые издержки:

  • иные платежи.

Переменные издержки:

  • страховые взносы в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ ;
  • единого налога компаний, что применяют .

Коэффициенты стоит рассчитывать, используя утвержденные формулы. Коэффициенты эффективности обложения налогом:Желательно сравнивать показатели за несколько периодов. Если значение увеличивается, значит, снижается налоговое бремя компании относительно показателя чистого дохода.

Налогоемкость продажи товара определяет размер налогового платежа, что приходится на 1 ед. товара:
Коэффициенты обложения налогом издержек:
Каждый плательщик налога в нашей стране имеет не только обязательства, но и определенные права. Он использует при уплате налогов доступные средства, которые предоставлены законодательством Российской Федерации.

Применяет приемы и способы, которые способны максимально сократить налоговые обязательства компании. И огромная роль для этого отводится налоговому планированию. Поэтому вы просто обязаны разобраться в данной теме.

Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства. Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников...

Почти все крупные компании ведут свою деятельность в международном формате. Осуществляется реализация, производство, а также всевозможные иные действия за рубежом. Но при этом следует помнить о существенных различиях, связанных с налоговым законодательством разных стран. Отличается величина налогов, способ формирования...

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются излишне уплаченного налога. Как его оформить, возможно ли вернуть утраченные финансы и каким образом – об этом далее. СодержаниеОсновные сведения Как произвести налоговый возврат денежных средств Какие документы нужны Как правило, многие формируют отчетную...

Все коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и иные предприятия обязаны выплачивать государству налог на прибыль и некоторые другие сборы – в зависимости от типа деятельно. Существенное влияние оказывает выбранная система налогообложения. Важно помнить о необходимости ведения налоговой отчетности. Её...

Процедура сбора и анализа различной информации непосредственно на предприятии позволяет определить достоверность финансового положения конкретного предприятия. Проводится сразу множество мероприятий. Аудиторская проверка включает в себя анализ бухгалтерской, налоговой отчетности, а также иной документации. Проводится...

Для того чтобы рационализировать свои затраты на уплату налогов российские компании прибегают к налоговому планированию – легальному способу уменьшения платежей в казну. Поскольку грань между ним и уклонением от обязательных платежей крайне тонка государство определяет инструменты, методы и порядок осуществления...

В условиях, когда финансовый кризис сменяет экономический, большинство хозяйствующих субъектов терпят материальные потери. Поэтому возникает необходимость в оптимизации финансового положения организаций. СодержаниеЧто нужно знать Порядок планирования налогового бремени организации (ООО) Возникающие вопросы Однако на...

Еще в апреле 2020 года был официально опубликован проект ключевых направлений налоговой политики РФ на 2020 год. В нем шла речь о стабилизации налоговой системы РФ и совершенствования ее функционирования. В качестве одной из ключевых задач было озвучено повышение эффективности налогового планирования на микро- и макроуровне, а...

Статья затронет вопросы, касающиеся политики учета для целей бухгалтерии. Чем примечательна политика учета, какие выполняет функции и каким образом она составляется – далее. В начале финансового года фирма пересматривает политику учета, на положениях которой вела свою деятельности в области бухгалтерии. СодержаниеЧто...

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение , позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В истории налогообложения процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути - законный или противозаконный.

Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:

1. Недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит.

2. Происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции.

3. Нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

Основными факторами, определяющими активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющими на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности, являются:

1. Степень политической и экономической стабильности в стране.

2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.

3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

Степень его устойчивости и предсказуемости;

Соответствие нормам всех других отраслей права;

Четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки в стране.

8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.

Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.

Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.

В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.

И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от "дикого капитализма" к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их - к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.

Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

Налоговое планирование, как и планирование вообще в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:

1. Неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.

2. Величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.

Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.

3. Масштабы деятельности фирмы.

Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:

Необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;

Более высокими финансовыми возможностями;

Высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать подобных специалистов со стороны и т.д.

Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.

4. Принципы и условия налогообложения хозяйствующих субъектов определяются и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.

Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.