Истории успеха

Методы формирования регионального бюджета. Принципы формирования и исполнения территориальных бюджетов. Функции и методы формирования регионального бюджета

Региональные бюджеты являются центральным звеном региональных финансов. Как и бюджеты других уровней бюджетной системы, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) обладает такими существенными признаками, как временная характеристика, денежная форма, обязательность исполнения по доходам и расходам, правовое оформление создания и реализации и др. Вместе с тем он имеет и специфические черты, обусловленные его принадлежностью к региональному уровню бюджетной системы.

Специфика регионального бюджета состоит в том, что он концентрирует финансовые ресурсы, направляемые на развитие экономики и социальной сферы региона. Кроме того, существенные особенности региональных бюджетов проявляются в их особой роли в системе межбюджетных отношений, связанных с разграничением доходов и расходных обязательств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, формами и методами межбюджетного регулирования. Бюджеты субъектов РФ, с одной стороны, могут получать межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а с другой - из их средств предоставляются безвозмездные перечисления местным бюджетам.

Региональный бюджет по своей экономической сущности выступает как совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением валового регионального продукта, формированием финансовых ресурсов органов государственной власти в виде фонда денежных средств и его использованием для удовлетворения общественных потребностей на уровне региона.

Экономическая сущность регионального бюджета выражается в его функциональном назначении: перераспределении валового регионального продукта с целью предоставления органам государственной власти субъекта РФ финансовых ресурсов путем формирования фонда денежных средств, обеспечивающего реализацию их задач; государственном регулировании и стимулировании экономики региона; финансовом обеспечении региональной социальной политики; контроле за социально-экономическим развитием региона посредством формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

По материальному воплощению региональный бюджет представляет собой фонд денежных средств, который выступает как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти субъекта РФ.

По организационно-правовой форме региональный бюджет - это финансовый документ, разрабатываемый и утверждаемый в форме законов субъектов РФ.

Согласно БК РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения его расходных обязательств.

В зависимости от особенностей государственного и административно- территориального устройства страны различают следующие виды региональных бюджетов: республиканские, краевые, областные, автономной области, окружные автономных округов, городские городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Важно знать!

Виды и количество региональных бюджетов в Российской Федерации определяются ее государственным и административным устройством, закрепленным Конституцией РФ. В 1993 г., когда была принята действующая Конституция, количество субъектов РФ составляло 89. С 1 марта 2008 г. после объединения ряда регионов их общее число сократилось до 83. С 18 марта 2014 г. после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов. Региональные бюджеты РФ представлены 22 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, 1 областным бюджетом автономной области, 4 окружными и 3 бюджетами городов федерального значения.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами бюджета являются его доходы и расходы.

Принципы формирования и исполнения региональных бюджетов определяются общими принципами бюджетной системы РФ, установленными в гл. 15 БК РФ с учетом специфики региональных бюджетов.

1. Экономическая сущность региональных бюджетов

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

Исследование принципа федерализма применительно к категории «региональный бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По нашему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

Относительно понятия «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

Современные ученые - экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:

Денежные отношения (то есть как финансовую категорию экономической науки);

Фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

Плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

Соответственно определение термина «региональный бюджет» требует осмысления его финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области «О бюджетном процессе в Самарской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

Имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

Является средством регулирования местных бюджетов.

Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

Глава 3. Формирование регионального бюджета РФ на примере бюджета Самарской области.

Ежегодно принимается закон об областном бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основные параметры бюджета (например, «Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»). Закон описывает взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом Самарской области и местными бюджетами, а также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими субъектами с целью сочетания их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Самарской области.

1. Бюджетная система области и бюджетный процесс

Бюджетная система области представляет собой совокупность областного бюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, в том числе посредством регулирующих налогов, дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Составление бюджета производится на основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налогового и бюджетного законодательства, законов области, утвержденных областной Думой, целевых программ, постановлений областной Думы, прогнозных, ценовых и объемных показателей деятельности юридических и физических лиц, прогноза социально-экономического развития области, районов и городов области.

Областной бюджет утверждается в форме закона Самарской области. В Законе - принцип самостоятельности областного бюджета, как части бюджетной системы области заключается в том, что утверждение и исполнение областного бюджета осуществляется органами государственной власти области. Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

К ведению исполнительных органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований. К ведению областной Думы относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики

Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных об исполнении консолидированного и областного бюджетов разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы.

Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.

Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются администрацией области на основе экономической политики Российской Федерации и Самарской области и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов и денежного обращения.

Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

    в определении темпов роста доходов бюджета области;

    в расчете соотношений между отдельными видами доходов;

    в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.

В части расходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

    в определении темпов роста бюджетных расходов, как в целом, так и по отдельным отраслям;

    в установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;

    в расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;

    в выработке механизма поддержки местных бюджетов;

    в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные программы.

Работу по составлению проекта областного бюджета и бюджета области осуществляет администрация области. Комитеты областной Думы рассматривают проект закона "Об областном бюджете" и готовят свои заключения с замечаниями и предложениями. Областная Дума при принятии закона вправе внести в него изменения при условии согласования их с администрацией области. Принятый закон "Об областном бюджете" является основанием для выделения ассигнований из областного бюджета. Администрация области организует исполнение областного бюджета, обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований.

Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется контрольной комиссией областной Думы путем проверки текущей бюджетной отчетности и в процессе рассмотрения годового отчета об исполнении областного бюджета. Информация об исполнении областного бюджета представляется областным финансовым управлением, ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Контрольная комиссия представляет материалы проверок в комитет по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству областной Думы.

Принципы формирования бюджетной системы региона. Концеп ция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования таких финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновре менно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего эконо мического роста. Бюджетная система региона включает в себя консоли-дированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосред-ственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в со став района бюджеты местных органов власти.

  1. Роль бюджетной системы в решении экономических и социальных проблем региона

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния и использования расширяется.

Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления. Количественно определенные социальные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благосостояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться федеральными органами государственной власти.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии заключается в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти - главная роль региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно - территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации

Во-вторых, формирование региональных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.



В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональном бюджете, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы, на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы путем внедрения целевых программ финансирования. В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную и муниципальную собственность. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.



В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает при наделении органов власти субъектов Федерации соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов. Так региональные власти, испытывая дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются преимущественно на решение текущих задач и проблем краткосрочного характера. Но лишь формулирование стратегических целей позволит решить масштабные задачи стимулирования хозяйственных процессов региона. Поэтому необходимо, расширить круг полномочий региональных властей в области формирования и использования бюджетных средств региона.

Основной метод составления регионального бюджета - сценар­ ное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении не­скольких вариантов развития экономики региона.

Один из вариантов базируется на предпосылке, что ход раз­вития регионального сообщества не будет нарушаться изменени­ями внутриполитической ситуации в стране, что позволит за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Другой вариант предполагает действие негативных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике реги­она.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется местными органами КРУ Минфина. Кроме того, региональная администра­ция осуществляет и текущий контроль, в частности проводятся оперативные проверки целевого использования выделенных бюд­жетных средств.

Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты. Местный бюджет - это бюджет муниципального об­разования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления.

Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое зна­чение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строи­тельство и эксплуатация дорог местного значения, благоустрой­ство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.

Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимо­сти тех или иных расходов. Часть расходов государством призна­ется обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает мест-

1 Начиная с 1996 г. в некоторых регионах помимо прогноза на теку­щий год были составлены долгосрочные прогнозы - на 3 и 5 лет.

ных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая часть расходов определяется в рамках законодательства местны­ми властями самостоятельно и финансируется только из собствен­ных средств.

В одних странах местные расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в других - за счет поступлений местных налогов, кото­рые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наиме­нованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления. На местные налоги сильное влияние оказывают исторические тра­диции, что часто делает невозможным механическое заимствова­ние местных налогов одной страны для другой.

Местными являются налоги, которые устанавливаются само­стоятельно органами местного самоуправления и платежи по ко­торым полностью поступают в местные бюджеты.

В этом смысле в России многие местные налоги, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регист­рационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, не являются «местными налогами» в полном смысле, так как они устанавливаются федеральными орга­нами власти и, более того, не полностью поступают в местные бюджеты.

По структуре, перечню элементов, выполняемым функциям, видам доходов, их перераспределению, способу построения мес­тные бюджетные системы во многом аналогичны региональным.

В основу построения бюджетов и внебюджетных фондов орга­нами власти закладываются принципы реальности, гласности, единства и полноты. Принцип реальности предусматривает прав­дивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам. Принцип глас­ности предусматривает доступ представителей общественности к бюджетной документации и результатам исполнения бюджета. Принципы единства и полноты означают сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, наличие единой бюджет­ной системы в государстве, единообразие финансовых докумен­тов и бюджетной классификации.

Во многих странах мира законодательно определено, что соб­ственные доходы местных бюджетов не могут быть отчуждены и что местные органы власти в отличие от региональных и государ-

ственных обязаны придерживаться плана доходов и расходов бюд­жета, не допуская превышения доходов над расходами.

Основной метод составления регионального бюджета - сценарное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении нескольких вариантов развития экономики региона.

Один из вариантов базируется на предпосылке, что ход развития регионального сообщества не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации в стране, что позволит за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Другой вариант предполагает действие негативных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике региона.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется местными органами КРУ Минфина. Кроме того, региональная администрация осуществляет и текущий контроль, в частности проводятся оперативные проверки целевого использования выделенных бюджетных средств.

Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты. Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления.

Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое значение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.

Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов. Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает местных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая часть расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и финансируется только из собственных средств.

В одних странах местные расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в других - за счет поступлений местных налогов, которые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наименованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления. На местные налоги сильное влияние оказывают исторические традиции, что часто делает невозможным механическое заимствование местных налогов одной страны для другой.

Местными являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно органами местного самоуправления и платежи по которым полностью поступают в местные бюджеты.

В этом смысле в России многие местные налоги, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не являются «местными налогами» в полном смысле, так как они устанавливаются федеральными органами власти и, более того, не полностью поступают в местные бюджеты.

По структуре, перечню элементов, выполняемым функциям, видам доходов, их перераспределению, способу построения местные бюджетные системы во многом аналогичны региональным.

В основу построения бюджетов и внебюджетных фондов органами власти закладываются принципы реальности, гласности, единства и полноты. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам. Принцип гласности предусматривает доступ представителей общественности к бюджетной документации и результатам исполнения бюджета. Принципы единства и полноты означают сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, наличие единой бюджетной системы в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Во многих странах мира законодательно определено, что собственные доходы местных бюджетов не могут быть отчуждены и что местные органы власти в отличие от региональных и государственных обязаны придерживаться плана доходов и расходов бюджета, не допуская превышения доходов над расходами.