Биографии

Методика проведения предпроверочного анализа. Предпроверочный анализ информации о налогоплательщике и подготовка программы проверки Предпроверочный анализ представляет

А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

Как налоговики решают, кого проверить

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то что планирование проверок официально названо открытым процессо мприложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , на самом деле для организаций сие действо остается загадкой. Специально для вас мы добыли информацию из достоверного источника. И теперь можем приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же происходит отбор организаций для включения в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.

Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то - специально созданные группы.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов

Чтобы окончательно решить, кто попадет в план ВНП, «аналитики» оценивают все организации, состоящие на учете в данной ИФНС, по ряду критериев. Вот основные из них.

Критерий Комментарий
Категория налогоплательщика Крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС) проверяют обязательно. Как правило, раз в 2 года
Обороты организации
Обороты оцениваются за те 3 года, которые подлежат проверк еп. 4 ст. 89 НК РФ . Например, в 2012 г. «аналитиков» интересуют обороты организации за 2009- 2011 гг.
Чем обороты больше, тем компания интереснее для «аналитиков». Понятно, что в инспекциях разных регионов своя планка: кому-то годовой оборот в размере 4 млн руб. покажется чудесным, а кому-то и 100 млн руб. мало. Кстати, многие собственники фирм в крупных городах раскусили, что налоговиков интересуют именно высокооборотные компании. Следствием этого стало дробление бизнеса
Режим налогообложения Организации, применяющие УСНО, не очень интересны налоговикам. Особенно если объект налогообложения «доходы». Ведь фискалам нужны доначисления. А на чем можно поймать «доходника»? Только на неоприходованной выручке. А это очень сложно. Конечно, если вы применяете УСНО, не стоит сразу расслабляться. Например, если большинство плательщиков, состоящих на учете в вашей инспекции, - спецрежимники, то, конечно, упрощенцы обязательно попадут в план ВНП
Вид деятельности Этот критерий важен, так как опыт предыдущих ВНП показывает, при ведении какой деятельности допускается наибольшее количество налоговых ошибок. Например, «выездники» не очень жалуют компании, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг: у них достаточно трудно найти нарушения. Поэтому «аналитики» стараются отсеять организации с таким видом деятельности. А вот строителей «выездники», наоборот, очень любят
Наличие у компании ликвидных активов Этот критерий является важным при отборе претендентов, но не основополагающим. Наличие у организации активов дает налоговикам некую уверенность в том, что доначисленные в ходе ВНП налоги можно будет взыскать за счет имущества этой организаци ип. 10 ст. 101 НК РФ . Но если «аналитики» считают, что вероятность сокрытия налогов у организации велика, то и отсутствие активов не убережет ее от включения в план ВНП
Заключенные организацией государственные и муниципальные контракты С точки зрения налогов эти контракты обычно интереса не представляют. Просто проверка таких организаций - это еще один способ контроля движения бюджетных денег

И вот «аналитики», отобрав организации, которые «засветились» по нескольким критериям, начинают подробно изучать каждого претендента.

Всю информацию, которую «аналитики» смогут собрать об организации, и выводы на ее основе они отражают в заключении по результатам предпроверочного анализа. Кроме того, заключение содержит рекомендации «выездникам», на что им обратить особое внимание в ходе ВНП, а также предполагаемые суммы доначислений по результатам проверки. После того как план ВНП будет утвержден, эти заключения аналитики передадут «выездникам».

На что «аналитики» обращают внимание

Вы тоже можете проверить себя и самостоятельно оценить вероятность попадания вашей компании «под прицел» налоговиков. Для этого воспользуйтесь:

  • критериями оценки налоговых риско вприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ;
  • нашей шпаргалкой. В ней отражены основные моменты, которые чаще всего вызывают интерес «аналитиков». Шпаргалку мы разделили на два блока с точки зрения состава анализируемой информации. Сразу хотим отметить, что данные берутся по годовым отчетам и декларациям, а по тем декларациям, которые сдаются поквартально, показатели, соответственно, суммируются.

Анализ данных об организации, которые есть в ИФНС

Где ищут Что ищут Выводы «аналитиков»
Выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП Превышение допустимого размера доли учредителей-юрлиц в уставном капитале организаций, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 14 п. 3 ст. 346.12 , подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ , наличие филиалов и представительств у организаций, применяющих УСНОподп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Организация, предприниматель не имеют права применять УСНО или ЕНВД
Сведения о среднесписочной численности Превышение допустимой среднесписочной численности у организаций и предпринимателей, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 15 п. 3 ст. 346.12 , подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ
Бухгалтерский баланс
Декларация по налогу на имущество
Резкое сокращение стоимости имущества Возможно завышение «прибыльных» расходов за счет арендных платежей по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал зависимым организациям (как правило, спецрежимникам), а затем взятому у них в аренду
Бухгалтерский баланс Резкое снижение размера дебиторской задолженности Возможно необоснованное признание долгов безнадежными и их включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль
Бухгалтерский баланс
Декларация по налогу на прибыль (приложение № 3 к листу 02)
Декларация по НДС (строка 090 раздела 3)
Резкое сокращение стоимости имущества без отражения этих операций в налоговом учете Возможно занижение налога на прибыль и НДС
Отчет о прибылях и убытках (ОПУ)
Декларация по налогу на прибыль (Д-НП)
Декларации по НДС (Д-НДС)
Несоответствие доходов и расходов в различных формах отчетности
При этом данные расхождения анализируются и в целом, и в разрезе отдельных статей доходов и расходов
1. Доходы в ОПУ > Доходы в Д-НП: возможно занижение налогооблагаемых доходов
2. Доходы в ОПУ >
3. Расходы в ОПУ 4. Доходы в Д-НП > Доходы в Д-НДС: возможно занижение НДС
5. Доходы в Д-НП
Декларация по налогу на прибыль (строка 030 приложения № 3 к листу 02, строка 010 листа 05)
Отчет о движении денежных средств
Расхождение выручки от реализации основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т. п. Доходы в Д-НП
Декларации по НДС
Декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза
Расхождение суммы вычетов и суммы к уплате Вычет суммы налога, уплаченного при ввозе товаров
(Д-НДС) > Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (декларация по косвенным налогам): возможно необоснованное применение вычетов
Декларации по НДС Расхождение данных раздела 2 декларации и строки 210 раздела 3 Возможно завышение вычета по агентскому НДС или недоплата этого НДС

Как видим, только на основании отчетности можно сделать много интересных выводов. Но анализ информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, может дополнить картину предполагаемых нарушений.

Анализ отчетности и полученной из внешних источников информации, доступной без назначения ВНП

Где ищут Что ищут Выводы «аналитиков»
Банковская выписка по счетам организации, которую аналитики специально запрашивают у банк ап. 2 ст. 86 НК РФ Превышение предельного размера доходов для применения УСНО Организация, предприниматель не имеют права применять УСНОп. 4.1 ст. 346.13 НК РФ
Возможен пересчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения
Поступление денег с выделением суммы НДС (если организация, предприниматель на УСНО) Возможна неуплата НДС
Банковская выписка
Фискальные отчеты ККТ - берутся из материалов предыдущих проверок ККТ, либо специально снимаются при проведении предпроверочного анализа
Налоговая отчетность*
Расхождение оборотов, отраженных в выписке и фискальных отчетах, с данными бухгалтерской и налоговой отчетности Возможно занижение доходов и завышение расходов
Банковская выписка
Выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП
Бухгалтерский баланс
Расхождение фактического вида деятельности с указанным в регистрационных документах и отчетности. Особый интерес аналитиков вызывают организации, у которых вообще не понятен вид деятельности. То есть складывается впечатление, что организация занимается всем на свете. Налоговики называют такие фирмы «помойками» Отмывание денег
Вероятность фиктивности сделок
Вероятность участия организации, предпринимателя в схеме ухода от налогов
Возможно доначисление налога на прибыль и НДС, налога при УСНО, НДФЛ в случае доказательства фиктивности сделок и участия организации в схемах
Контрагентов анализируемой организации и наличие у них признаков фирм-однодневок
Разовые сделки на крупные суммы. Поступление денег в крупных размерах и их перечисление в этот же или на следующий день в той же сумме
Информация об организации, имеющаяся в Интернете
Справка по форме 2-НДФЛ
Расхождение между зарплатой, указанной в открытых в организации вакансиях, и среднемесячной зарплатой, рассчитанной по данным формы 2-НДФЛ Заработная плата выдается «в конвертах»**
Возможно доначисление НДФЛ
Справка по форме 2-НДФЛ
Декларации 3-НДФЛ
Выписка из ЕГРЮЛ
Данные из загсов
Данные из ГИБДД
Данные из Росрегистрации
Доходы и расходы собственников анализируемой организации, ее должностных лиц, а также членов их семей Если расходы несопоставимы с доходами, то возможно получение скрытых доходов

* В зависимости от применяемого режима:

  • <или> Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль, Декларации по НДС;
  • <или> Декларация при применении УСНО;
  • <или> Декларация 3-НДФЛ (для предпринимателей на общем режиме).

** Чтобы развеять свои сомнения, «аналитики» проводят опросы работников компании. Как правило, работающие в фирме сотрудники не раскрывают тайн. Но «аналитики» опрашивают и уже уволившихся работников. А те обычно не скрывают секретов бывших работодателей.

Безусловно, практически все расхождения бухгалтер в состоянии объяснить. Они обычно связаны с разным порядком учета хозяйственных операций для бухгалтерских и налоговых целей. Но у аналитиков нет этих данных. Поэтому причины расхождений надо будет объяснять уже «выездникам».

Расчет предполагаемой суммы доначислений

Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.

ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:

  • доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
  • расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.

При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.

ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:

  • <или> налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
  • <или> НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.

Но и здесь обычно «выездникам» не везет, потому что такое расхождение объясняется наличием у организации не облагаемых НДС оборотов, которые не были отражены в декларации либо по ошибке бухгалтера, либо потому, что и не должны в ней отражаться.

ОСНОВАНИЕ 3. Имеются отклонения показателя рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. Как правило, сумму доначислений по этому основанию «аналитики» рассчитывают, когда им надо увеличить предполагаемые доначисления, а иных оснований для этого нет. Вы спросите: а зачем им эту сумму увеличивать? А затем, что при защите плана ВНП есть негласная планка по суммам доначислений. Соответственно, даже если у налоговиков есть целый ряд оснований подозревать организацию в нарушении налогового законодательства, но предполагаемая сумма ниже этой планки, то либо такая организация в план не попадет, либо «аналитикам» будет предложено пересмотреть предполагаемый уровень доначислений.

Напомним, что рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

Так как данные для расчета этого показателя берутся из формы № 2, то для того, чтобы сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, не должно быть расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета либо эти расхождения должны быть минимальны.

Для наглядности рассмотрим, как же аналитики считают эту сумму.

Пример. Расчет предполагаемой суммы доначислений при уровне рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации ниже показателя по отрасли

/ условие / Согласно форме № 2 за 2010 г. организации, занимающейся оптовой торговлей мебелью, себестоимость проданных товаров составила 40 000 тыс. руб., прибыль от продаж - 3000 тыс. руб.

ШАГ 1. Рассчитываем прибыль от продаж, которую должна получить организация при таком уровне себестоимости в соответствии со среднеотраслевым показателем: 40 000 тыс. руб. (себестоимость) х 11,7% (среднеотраслевой показатель рентабельности для данного вида деятельности в 2010 г.приложение № 4 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ) = 4680 тыс. руб.

ШАГ 2. Рассчитываем недополученную прибыль: 4680 тыс. руб. – 3000 тыс. руб. (прибыль от продаж) = 1680 тыс. руб.

ШАГ 3. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного налога на прибыль: 1680 тыс. руб. х 20% = 336 тыс. руб.

ШАГ 4. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного НДС: 1680 тыс. руб. х 18% = 302 тыс. руб.

ОСНОВАНИЕ 4. Организации замечены во взаимоотношениях с фирмами-однодневками. Такие взаимоотношения выявляются в ходе анализа банковской выписки организации. А предполагаемые суммы доначислений по этому основанию считаются очень просто. Например, установлено перечисление денег в сумме 1000 тыс. руб. (в том числе НДС 153 тыс. руб.) в адрес организации, имеющей признаки фирмы-однодневки. Предполагаемая сумма доначислений составит 322 тыс. руб. (153 тыс. руб. + (1000 тыс. руб. – 153 тыс. руб.) х 20%).

Как правило, сумма доначислений, рассчитанная подобным образом, не включается в общую сумму, а отражается в заключении по результатам предпроверочного анализа отдельной строкой. Ведь наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок еще не является гарантией фиктивности сделки, а предполагаемые суммы по этому основанию получаются достаточно большими.

Главное для проверяющих - чтобы проверка не была низкорезультативной по меркам данного региона. Во внутренних документах налоговиков установлен минимальный предел (Min) доначислений. Например, в Москве проверка организации, относящейся к категории «прочих» (не крупнейших) налогоплательщиков низкорезультативна, когда по ее итогам доначислено менее 1,5 млн руб. налогов (Min = 1,5 млн руб.).

Параллельно «выездники» должны ориентироваться и на сумму по предпроверочному анализу. Если сумма доначислений будет ниже предполагаемой, то, скорее всего, итог проверки будет такой.

СИТУАЦИЯ 1. Фактические доначисления

СИТУАЦИЯ 2. Фактические доначисления > Min. Тогда возможны два варианта.

Если фактические доначисления больше и Min, и 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие уйдут, удовлетворившись суммой доначислений.

Если же фактические доначисления больше Min, но меньше 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие попытаются «договориться» с вами до суммы, равной 50% предполагаемой суммы доначислений.

МРОТ станет равен прожиточному минимуму

Президент РФ предлагает установить с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в сумме 11 163 рубля в месяц

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9489 рублей в месяц, что составляет 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года.

Настоящим законопроектом предлагается уже с 1 мая 2018 года довести минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, установив его в сумме 11 163 рублей в месяц, что в том числе будет соответствовать требованиям Трудового кодекса РФ.

Документ: Проект Федерального закона N 374313-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

Источник: www.consultant.ru

Как получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц

Минфин предлагает воспользоваться сервисом на сайте ФНС. Зная Ф.И.О. и дату рождения гражданина, можно проверить, находятся ли данные о нем в реестре. На сайте в том числе отражается, когда начался срок дисквалификации и когда он завершится.

Альтернативный способ - получить сведения из реестра по запросу. За это придется заплатить 100 руб.

Напомним, дисквалификация лишает права управлять организацией. Прежде чем принять на работу нового руководителя, нужно проверить, не дисквалифицирован ли он. Если заключить договор с дисквалифицированным гражданином, компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.

Документы: Письмо Минфина России от 27.12.2017 N 03-12-13/87273

Источник: www.consultant.ru

Какой штраф грозит за неиндексацию зарплаты

В организации в связи с тяжелым материальным положением не проводилась индексация заработной платы работников в порядке и в сроки, установленные в коллективном договоре. Какой штраф за это предусмотрен?

Согласно статье 134 ТК обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодатель обязан производить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

За нарушение указанных положений работодатель несет административную ответственность согласно КоАП.

В Минтруда считают, что непроведение индексации оплаты труда работников организации, повлекшее выплату заработной платы в неполном объеме, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП.

Напомним, в соответствии со ст. 5.27 КоАП нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юрлиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Документ: Письмо Минтруда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135 от 26.12.2017.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

Исключение юрлица из ЕГРЮЛ

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

При наличии одновременно всех вышеуказанных признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:

  • невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей;
  • наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке, сроках и адресе направления возражения заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Возражение должно быть мотивированным, то есть из него должно быть понятно, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы лица, направившего возражение.

Заинтересованное лицо вправе представить в регистрирующий орган возражение относительно предстоящей государственной регистрации, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Возражение, представленное в срок превышающий три месяца, не учитывается при принятии решения о предстоящем исключении.

Тысячи компаний исключены из ЕГРЮЛ

Налоговые органы Московской области в 2017 году исключили из ЕГРЮЛ почти 21 тысячу компаний, фактически прекративших свою деятельность, сообщает пресс-служба подмосковного УФНС.

Кроме того, за истекший год в ЕГРЮЛ внесено более 33 тысяч записей о недостоверности сведений, касающихся данных о местонахождении юридического лица, о руководителях и учредителях компаний. Такая запись сделает организацию мало привлекательной для потенциальных партнеров по бизнесу и станет сигналом для контролирующих органов, считают налоговики. То, что это может разрушить вполне законный бизнес, их явно не волнует.

С 1 сентября 2017 года в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», организация, у которой в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений, может быть исключена из реестра в административном порядке по истечения шести месяцев с момента внесения такой записи.

Источник:Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

Предпроверочный анализа для налоговой проверки

За 9 месяцев 2017 года в России проведено 13 516 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. Лишь 128 из них закончились «без выявленных нарушений». Несложно посчитать, что точность выхода инспекторов на проверку составляет 99 %.

Данный показатель эффективности налогового контроля остаётся неизменным на протяжении нескольких лет, при этом количество ВНП постоянно сокращается. Например, в далёком 2012 году было проведено свыше 45 тыс. выездных проверки юридических лиц, то есть в 3 раза больше.

Что касается размера доначисленных налогов, то в в том же 2012 году средняя сумма на одну ВНП составляла 6,5 млн. рублей, а в 2017 — уже 12,5 млн. Эти факты свидетельствуют о том, что ФНС с каждым годом всё избирательнее подходит к проведению проверок.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось..., что обусловлено „точечным“ подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок...».

Переводя на «русский», это значит, что инспекторы смогли воспользоваться техническим потенциалом ФНС, заложенным еще несколько лет назад. Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, проводится именно в процессе предпроверочного анализа и ложится в основу акта налоговой проверки.

Предпроверочный анализ — это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности налогоплательщика и обнаружить «проблемные места». При этом предпроверочный анализ направлен не только на выявление нарушений законодательства. Важно понять, не является ли потенциальный проверяемый анонимной структурой и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

1. Заключение по результатам предпроверочного анализа

Начнем с конца. Предпроверочный анализ, не смотря на негласность, имеет и формализованную часть — письменный документ, заключение.

Такой документ состоит из 6 разделов:

  • Основные сведения о налогоплательщике (кроме формальных данных типа даты и адреса регистрации, здесь приводятся сведения об учредителях и их участии в других юр.лицах, их доходах и источниках таких доходов, круга выявленных взаимозависимых лиц, составе имущества как руководителей и учредителей, так и самой компании);
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности (анализ и оценка данных бухгалтерской и налоговой отчетности, их положительная или отрицательная динамика, анализ состава кредиторской задолженности, правильность формирования затрат, сопоставляются налоговые базы по прямым и косвенным налогам, отдельно анализируются имущественный и транспортный налог);
  • Оценка по критериям риска (табличная форма, основана на 12-ти критериях риска в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333, эти критерии вы можете найти на сайте www.nalog.ru);
  • Сведения из информационных ресурсов и прочих источников (почти два десятка ПИК — поисково-информационных комплексов, специальные инструменты анализа информации и открытые источники...но об этом ниже);
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков. Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств. Кроме того компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов);
  • Выводы (разумеется речь идет о выводах целесообразности проведения ВНП, составе проверяющих, мероприятиях, которые необходимо провести в рамках ВНП, сумме потенциальных доначислений, реальности их взыскания, а также о необходимости включения в состав проверяющих оперативных сотрудников органов внутренних дел).

Теперь разберём процесс предпроверочного анализа на примере некой организации, попавшей под прицел налогового органа. Назовём её — ООО «А».

2. Первичный отбор

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём: СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2 . Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.

Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:

а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);

б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);

в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ выявляется, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

3. «Ручной» анализ

На этом этапе налоговый орган должен выявить операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Основные направления:

  • поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);
  • выявление подконтрольных субъектов на УСН и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).

И здесь на помощь опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» — специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. С их помощью инспектор с пристрастием анализирует конкретных контрагентов ООО «А» и сделки с ними, разыскивая потенциальные «компании-однодневки». Предположим, что инспектор такого нашёл. После он принимается за контрагентов «проблемного» поставщика, а затем контрагентов контрагента и так далее. Размотав цепочку до конца, перед налоговой откроется вся разветвлённая сеть «проблемных» контрагентов с которой связан проверяемый. А после анализа сделок с такими «партнёрами» инспектор подсчитает минимальную сумму налога к доначислению.

Имея на руках такие сведения, очевидными становятся два момента: основания для доначисления налогов ООО «А» точно есть; двигаться налоговой во время ВНП нужно в направлении выявленных «однодневок» и сделок с ними.

Специальные системы

Системы Fira.Pro и СПАРК . С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.

Открытые источники

Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний...», «Президент группы компаний...», «Холдинг...» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу.

Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.. Фотографии с корпоративов тоже смотрят. Поэтому есть смысл сопоставить для себя ваш официальный статус в бизнесе и позирование на фоне шумной компании сотрудников.

Отдельного упоминания заслуживает сайт www.arbitr.ru . Редко кто из налогоплательщиков правильно отвечает на вопрос, что именно ищет инспектор в картотеке арбитражных дел. А ответ на поверхности. Задайте себе вопрос: участвовали ли компании вашего бизнеса хоть раз в арбитражном процессе (неважно в каком статусе)? Лишь 5% никогда не бывали в арбитражном суде. Таким образом, если контрагенты проверяемого налогоплательщика отсутствуют в базе данных арбитража, вывод напрашивается сам собой. Скорее всего это анонимная структура.

Запрос информации

Определив потенциальных взаимозависимых лиц, проверяющий запросит у банка информацию по расчётным счетам ООО «А» (как действующим, так и закрытым) и посмотрит, проходили ли какие-либо платежи между такими субъектами.

Предположим, что в данном плане к ООО «А» не подкопаться. Однако, после внимательного изучения выписки по счёту, налоговый инспектор обнаружил периодические платежи в адрес некого ИП. Запросив вписку с расчётного счёта предпринимателя, инспектор видит, что полученные от ООО «А» средства тот сразу же переводит на свой счёт физ лица в полном объёме. Такое поведение свидетельствует о транзитном характере операций между ООО «А» и ИП.

Инспектор не останавливается на достигнутом и направляет новый запрос в банк с просьбой предоставить информацию по IP и MAC адресам ООО «А» и ИП, которые фиксируются кредитной организацией при каждом входе клиента в интернет-банк. Банк запрашиваемую информацию предоставляет и тут открывается новый любопытный факт: IP и MAC адреса ООО «А» и ИП совпадают, а значит управление расчётными счетами этих субъектов осуществляется с одного компьютера (из одного места).

Подобные совпадения свидетельствуют о том, что ИП контролируется компанией, следовательно, есть возможность исключить платежи в адрес ИП из расходов ООО «А» и доначислить налог на прибыль.

Обращаем ваше внимание и на то, что такие данные запрашиваются не только по действующим, но и уже закрытым счетам. Поэтому если вдруг пришло озарение, что несколько счетов управляются с одного IP-адреса, то закрывать их и открывать новые бессмысленно в большинстве случаев. Лучше найти этому логичное объяснение. Либо перейти к более кардинальным действиям.

Помимо запросов в банк, проверяющий обратится в другие органы: Росреестр и ГИБДД. Делается это для того, чтобы выявить конкретный состав имущества компании, а также имущества её руководителей, учредителей и их супругов. В данном случае преследуются две цели. О первой мы говорили ранее — нужно окончательно установить за счёт чего будут взысканы доначисленные налоги.

Вторая направлена на соотнесение доходов руководства и их уровня жизни. Если инспектор выявит, что руководитель компании имеет в собственности Rolls-Royce и особняк в 500 м2, при этом его доходы составляют 150 000 рублей, вывод будет однозначным: деньги из компании «А» выводятся. Остается понять как именно.

Встречаются и вовсе нетривиальные запросы. Есть практика предпроверочных анализов производственных компаний, где инспектор соотнёс данные заявленных объемов производства в бухгалтерской и налоговой отчётности с аналогичными данными, поданными налогоплательщиком при согласовании зоны отчуждения с природоохранными органами.

Архив

Дополнительно, в рамках предпроверочного анализа, будут подняты все пояснения и ответы на требования налогоплательщика. Напомним, что порядок работы с архивной документацией в ФНС также изменился. Ранее пояснения налогоплательщиков складывали в большую пыльную коробку и отправляли в архив, откуда поднять их было практически нереально. Сейчас же они хранятся в электронном виде в АИС «Налог-3» , так что достать их не составит большого труда.

Проделав вышеописанную работу, отдел предпроверочного анализа резюмирует:

  • рекомендуем провести выездную налоговую проверку;
  • по результатам ВНП минимальное доначисление налога на добавленную стоимость составит X рублей; минимальное доначисление налога на прибыль составит Y рублей;
  • в рамках подготовки к ВНП провести следующие мероприятия: ...
  • в рамках ВНП запросить документы по сделкам с контрагентами... ; провести следующие мероприятия: ...

4. Особенности выхода на ВНП

Критерий «Три года»

Многие до сих пор всерьёз думают, что налоговая выходит на ВНП раз в три года, поэтому придерживаются принципа: «Мы три года поработаем, а потом компанию поменяем».

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Показатели эффективности

Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн. руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого

Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

Нечего взять

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое , что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе . Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

Третье . У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее . Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

Поговорим о налоговых рисках в разрезе методологии налогового контроля и подготовки к проверкам.

Как я уже говорил, налоговый контроль характеризуется двумя акцентами - повышением избирательности и повышением результативности. У сотрудников налоговых органов есть такие же KPI, как у ваших работников. Ключевые показатели результативности - доначисления и собираемость (первый без второго не работает).

Низкорезультативной считается проверка, принесшая до 1 млн руб. доначислений. Ожидаемый минимальный результат - от 5 млн руб. (для Москвы - 11 млн руб.).

Если посмотреть статистику выездных налоговых проверок (ВНП) в динамике, то окажется, что в 2001 году под них подпадало примерно 11% налогоплательщиков, а сейчас - около 1%. При этом средние доначисления на одну проверку растут галопирующими темпами, и на текущий момент они заведомо превышают минимальный порог привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК - уклонение от уплаты налогов (в этой связи популяризируемые через СМИ шаги по декриминализации налоговых преступлений - не более чем PR).

Что позволяет налоговому органу так прицельно «пальнуть» именно в того, в кого нужно? В интернете есть картинка, показывающая модельный ряд ВАЗ-2107 с 1978 года по 2011 год, когда последний автомобиль сошел с конвейера, и модельный ряд за это же время. И если в этом смысле посмотреть на эволюцию налогового контроля за последние пять лет, то налоговая - это BMW, а налогоплательщики больше смахивают на ВАЗ-2107. IT-технологии и автоматизация делают свое дело.

По этой же причине юристы не хотят с вами идти в суд по налоговым спорам. Они работают за «гонорар успеха», а при статистике, когда 84% таких дел решается в пользу налогового органа, какой смысл браться за защиту налогоплательщика?

Поступательная смена акцентов и роботизация налогового контроля привели к массовому уклонению налогового органа от выездных налоговых проверок. В массе своей налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки - именно с этим связано внедрение системы АСК-НДС, которая строит цепочки и контролирует вас в части уплаты налога на добавленную стоимость. ВНП, с точки зрения ментальности налогового органа, являются крайней мерой - только если нужно точечно выявить того, с кем необходимо поработать. Огромный пласт работы приходится на предпроверочный анализ. Давайте разберемся, как он устроен.

С организационной точки зрения, в налоговой есть отделы предпроверочного анализа. В свое время они образовывались из сотрудников отделов ВНП и юридических подразделений. Если взять среднюю налоговую инспекцию города-миллионника, пропорция может выглядеть примерно так: три-четыре человека отдела предпроверочного анализа роют информацию для двадцати выездников. По средней компании с оборотом 300-500 млн руб. собирается документ страниц на 100. Сотрудники предпроверочного анализа считают, что после столь объемной работы на самом выезде нужно будет только закрепиться доказательствами и на этом проверку можно закончить. «Выездники» в свою очередь считают, что с таким некачественным анализом приходится все делать практически с нуля.

Само заключение по результатам предпроверочного анализа состоит из шести разделов.

Первый - это основные сведения о налогоплательщике : дата регистрации, постановка на учет, основной вид деятельности, кто, когда и зачем компанию учредил; адреса, телефоны, e-mail, сайт. И это интересно, когда вы, например, решаете участвовать в госзаказах и, чтобы не примешивать это к основной операционной деятельности, регистрируете новую компанию «не на себя», но юристу этого не объясняете. Вот он и вбивает в регистрационную форму ваш городской номер телефона. Для налогового органа такое совпадение дает подсказку: эти компании потенциально могут оказаться взаимозависимыми. Это не доказательство, но дает инспектору почву для размышлений.

Указываются основные сведения об участниках и руководстве: должностные лица, учредители и акционеры (с историей), их участие в других юридических лицах, источники выплат, состав личного имущества учредителей, директоров и (!) членов их семей.

Спрошу как налоговый инспектор: если я вижу, что у налогоплательщика есть доли в компаниях, доход из трех источников, плюс еще наследство он недавно получил, но совокупно регулярный доход у него невысокий, что мне это дает?

С учетом новых правил субсидиарной ответственности при налоговой задолженности нам нужен круг потенциального имущества - не только компании, но и конкретных физлиц. С другой стороны, если источников дохода мало, а имущества много, значит, эти черти что-то выносят - осталось понять, что.

Обратите внимание: данные по участию в компаниях и источниках выплат предоставляются инспектору в графическом виде. За это отвечает производственный комплекс «ВАИ» (визуальный анализ информации) - роботы спешат на помощь налоговому контролю. С данными по составу имущества работают в табличном представлении.

Во втором разделе проводится общая оценка финансово-хозяйственной деятельности. Как говорится, все познается в сравнении. Поэтому смотрим не только показатели бухгалтерской отчетности и налоговой декларации (что очевидно), но сравниваем налоговую нагрузку данного налогоплательщика со среднеотраслевой. Нам хочется понять, как вы выглядите на фоне остальных похожих налогоплательщиков. Другое дело, что статистику в нашей стране формирует крупный бизнес, поэтому неизбежно вас сравнивают именно с ним.

Что еще сделать? Можно подключить информационный комплекс ВНП-Отбор (подсистема глобальной системы АИС-Налог) и посмотреть, как ваши данные работают в корреспонденции друг с другом, с данными прошлых периодов и с показателями подобных вашей компаний. Это не налоговая нагрузка, а данные вашей хозяйственной деятельности (рентабельность, прибыльность) на фоне похожих по масштабу и локализации компаний.

Система ВНП-Отбор выставляет баллы - черт знает, как она это делает. За каждый факт нестыковки вам дается черный камешек в мешочек ваших добрых дел. И когда таких камешков становится достаточно много, система рекомендует вас к налоговой проверке. Эта часть также роботизирована.

Здесь же проводится оценка платежеспособности компании, директоров и учредителей.

Третий раздел - оценка по 12 критериям риска. Соответствующие критерии прописаны в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» 2007 года. Здесь и показатель рекомендуемой налоговой нагрузки (по отрасли), доля налоговых вычетов, ненормально низкий уровень рентабельности, создание «цепочки контрагентов» без наличия деловой цели.

Четвертый раздел - дополнительная фактура из внешних и служебных источников информации. Это результаты камеральных проверок и предшествующей ВНП, финансовые данные по аналогичным налогоплательщикам в регионе и анализ данных дополнительных поисковых комплексов (наиболее популярные: ПИК Доход, ПИК Однодневка, ПИК Таможня, ПИК Схемы и прочие). Объяснения должностных лиц, которые давались в разные периоды относительно одних и тех же фактов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание: когда бухгалтеры и финансовые руководители дают какие-то пояснения, хорошо бы, чтобы ответы совпадали с тем, что говорили вы или ваши предшественники.

Сюда же относятся сведения об использовании адреса и телефона иными компаниями. Налоговая смотрит, что о вас есть на сайте госсзакупок, изучает данные ресурсов арбитражных судов (реально действующая компания хоть раз с кем-нибудь да судилась, а раз информации о налогоплательщике или его контрагенте на arbitr.ru нет, то, скорее всего, в руки попала анонимная структура) и иные сведения (например, в системах СПАРК и FIRA Pro).

Пятый раздел - данные о финансовых потоках. Запрашивается информация о движении денежных средств по расчетным счетам (в том числе по уже закрытым), соответствие оборотов по задекларированным счетам. Анализируются сведения о поставщиках, покупателях, проблемных контрагентах. Также изучается схема движения товарных и финансовых потоков. Если необходимо, приводятся в графическом виде потоки на три-пять звеньев в сторону поставщиков налогоплательщика, устанавливаются размеры «обналичивания» и способы, если таковые были. Все это дополнено информацией по проведенным допросам должностных лиц и работников (сначала проводятся с уволенными сотрудниками), банков, госорганов и прочих организаций.

Например, компания заявляет, что отдает в передел металлическую заготовку. Налоговая живо интересуется: «А где же стружка? Наверное, получали разрешение на ее вывоз? Надо проверить».

Заключительный шестой раздел - это выводы о возможных нарушениях и целесообразности проверки. Так он и начинается: «Исходя из вышеизложенного, предполагаются доначисления по налогу на прибыль столько-то, налога на добавленную стоимость столько-то». Указывается, нужно ли включать в проверку сотрудников правоохранительных органов, перечень основных вопросов для ВНП и необходимые мероприятия (чаще всего это осмотр помещений, фото и видеофиксация). Имейте в виду, что в ваших офисах можно найти много интересного и помимо документов. К примеру, бизнес использует новую юридическую оболочку, от старой ментально отстраняясь. Но зайдешь на территорию - стоит грузовичок с логотипом старой компании, в офисе висят фирменные часы, а за плечами главного человека в компании - секретаря гендиректора - стоят папочки с документами убывшей компании.

Также в заключительном разделе указывается предполагаемый состав проверяющей группы и сроки проведения. На этом предпроверочный анализ заканчивается.

Конечно, конкретное исполнение в каждой отдельно взятой инспекции различается. И то, как в реальности пройдет ВНП в вашей компании, во многом зависит от человеческого фактора.

К примеру, с 2013 года инспекторы обязаны запрашивать IP и MAC-адреса доступа к интернет-банку. Раньше эти данные просто подшивались в проверку - некоторые инспектора не знали, что с ними делать. А теперь это - повсеместное основание для выявления взаимозависимости и подконтрольности нескольких налогоплательщиков.

На основе предпроверочного анализа рождается предварительный план налоговых проверок. Качество анализа инспектируется региональным управлением - часть компаний отбраковывается, часть заключений дорабатывается. На выходе - утвержденный квартальный план ВНП. При этом инспекторы загружаются не на 100% - есть еще показатель нагрузки на одного налогового инспектора. «Окно» оставляется на случай срочного выхода на проверку. В частности, по запросам правоохранительных органов.

Подводя краткий итог. Когда вы получаете на руки решение о проведении выездной проверки, вопроса «а найдут ли что-то?» не стоит - уже нашли.

Второе - ФНС этого не признает, но существуют показатели эффективности выездных проверок. И это разумно. Ресурсы фискальных органов должны расходоваться результативно. Третье - наличие показателей собираемости (а не только доначислений) требует анализа платежеспособности не только компании, но и собственников, и директоров и даже членов их семей.

Последнее обстоятельство добавляет еще одну болевую точку, если в бизнесе несколько собственников, и у одного из них есть компании «на стороне».

Если вы щепетильный владелец - читаете специализированную литературу, ездите по всей стране на семинары, скрупулезно выстраиваете все в компании с точки зрения налоговой безопасности, откуда известно, что ваш партнер делает то же самое?

И что завтра к нему не придут, не доначислят его стороннему бизнесу, не привлекут к субсидиарной ответственности, не включат в процедуру личного банкротства и не взыщут его долю в вашем бизнесе? Такие «мостики собственника» мы тоже должны научиться разрезать.

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для сайт

"Налоговая политика и практика", 2009, N 2

Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.

Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.

Предпроверочный анализ - это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Принципы предпроверочного анализа - это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.

Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:

  • принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
  • принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
  • принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
  • принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:

  • принцип всеобщности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться в отношении всех налогоплательщиков, планируемых для выездной налоговой проверки;
  • принцип единства предполагает наличие у налоговых органов единой на всей территории Российской Федерации информационно-аналитической и методологической базы;
  • принцип целенаправленности подразумевает, что предпроверочный анализ должен быть направлен на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки;
  • принцип оперативности означает немедленное получение и использование в ходе предпроверочного анализа всей необходимой информации из внешних и внутренних источников;
  • принцип комплексности предполагает совокупный подход к решению проблемы и предусматривает предпроверочный анализ сразу по всем видам налогов и сборов (т.е. объект анализа - это налогоплательщик, а не конкретный налог) и одновременно с группой взаимозависимых и иных аффилированных лиц;
  • принцип соответствия подразумевает максимальное соответствие результатов предпроверочного анализа потребностям его пользователей в ходе выездной налоговой проверки;
  • принцип поэтапности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться последовательными этапами и предполагает оценку на каждом последующем этапе целесообразности использования результатов, полученных на предыдущих этапах.

Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

  • информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
  • сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
  • информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
  • результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
  • результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

  1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);
  2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
  3. анализ динамики налоговой нагрузки;
  4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
  5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска, размещенным на сайте ФНС России;
  6. анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например , сопоставляются:
  • суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма N 2);
  • выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей - доход в декларациях по НДС, ЕСН и НДФЛ);
  • налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма N 1) и декларации по налогу на имущество организаций;
  • расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
  • сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

  • превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
  • превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
  • полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

  • перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
  • поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.

Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов - потенциальных участников таких схем:

  • взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
  • фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой-"однодневкой";
  • организации с признаками "анонимных" структур. К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;
  • офшорные структуры.

Выявление контрагентов - потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.

Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.

Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

Этап III. Выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей

"Критические" точки налогового контроля ("точки контроля") - это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:

  • сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-"однодневки";
  • сделка с организацией, имеющей признаки "анонимных" структур;
  • сделка с взаимозависимым лицом;
  • разовая сделка;
  • непрофильная сделка;
  • хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.

Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки

Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки. Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных "точек контроля" и предполагаемых налоговых правонарушений.

Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.

Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.

Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, а если нет - в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, - вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм.).
  2. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
  3. Приложение N 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008). URL: http://www.nalog.ru/document.php?id=269068topic=krit_rick

Л.В.Васюченкова

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Минфина России,

советник государственной

гражданской службы РФ