Как заработать

Что такое финансовая грамотность и как ее повысить. Финансовая грамотность населения и ее повышение. Основы финансовой грамотности Финансовые азы

Финансовой грамотности населения сегодня уделяется огромное внимание, и делается это на уровне государства. Нередко проводятся бизнес-тренинги и акции, способные привлечь людей для повышения уровня образованности в экономической сфере. Финансово грамотный человек - находка для общества и государства в целом, поскольку он способен более успешно преодолевать кризис и быть в курсе событий, происходящих в экономике страны. Умение обойти экономически нестабильную ситуацию и быть готовым нести ответ за принятые решения - отличают финансового грамотного человека от безграмотного, но первых, к сожалению, большинство.

Минимальные представления о финансовой грамотности

Искусству ведения расходов и доходов не учат в школе, в высших учебных заведениях дают лишь теоретические представления, а бизнес-тренинги предоставляют ровно половину знаний. Лучший способ стать финансово грамотным - заниматься самообразованием и практикой как можно больше. Финансовая грамотность помогает человеку более уверенно чувствовать себя в ситуациях экономической нестабильности, а не бросаться в последний момент под влиянием паники.

Минимальный уровень финансовой грамотности включает:

  • Представление о махинациях на финансовом рынке;
  • Подсчет собственного бюджета;
  • Осуществление сбережений.

Имея представление о финансовой грамотности в странах мира, вы сможете проанализировать собственный уровень подготовки и решите для себя, насколько вы готовы вести учет собственных расходов и доходов, как возможно осуществлять сбережения и повысить их количество, тратя минимальное время на трудовую деятельность.

В экономически сложной ситуации проблема финансовой грамотности, или скорее, безграмотности, назрела не только в регионах, но и крупных городах. Людям не хватает финансовых знаний! Стоит вспомнить о панической атаке магазинов бытовой техники, когда потребители скупают нужные и ненужные холодильники или о распродажах одежды. Это не выгодное вложение в скидочный товар, а напротив, растрата средств.

Несмотря на то, что российский человек чаще всего ориентируется на западный уровень жизни, нет ни одной европейской страны, в которой жители умеют правильно распределять свои доходы и контролировать расходы. В отличие от азиатских регионов Австралия и Новая Зеландия далеко продвинута по уровню финансовой грамотности населения. Китайская культура изначально подразумевала наличие сбережений, однако анализируя современную экономическую ситуацию, в этом можно начать сомневаться. В Голландии свыше 60% населения ничего не слышали о пенсионной системе, а в Великобритании и США молодые люди 16-17 лет оказываются уже «закредитованными», что, к счастью, в России не допускается законом. При желании взять очередной новый гаджет, молодежь не задумывается о накоплении и решает откладывать часть месячной прибыли на расплату с долгом, однако средств хватает не всегда. Человек, выросший в Советском Союзе, продолжает тешить себя мыслью, что государство берет ответственность решения частных финансовых проблем на себя. Если был сделан неудачный инвестиционный вклад, 40% россиян считают, что государство должно компенсировать расходы - распространенная ошибка, которая многим не позволяет выпутаться из паутины долгов.

Не попадай в руки мошенников

Гарантированный честный заработок - это средства, полученные в обмен за ваш собственный труд. Когда возникает вероятность разбогатеть при минимальных вложениях - будьте настороже, поскольку это, скорее всего, афера. Единственным способом вложения средств с небольшим уровнем риска являются акции, облигации и инвестиции. Финансовая пирамида - это тоже альтернативный способ заработка, приносящий каждый месяц до 100% первоначального вклада. Казалось бы, система предельно проста: приведи 100 друзей, которые готовы вложить средства и получи выгоду с каждого. Возникает вопрос: есть ли вероятность успеть привести нужное количество участников до момента закрытия финансовой пирамиды? Достигнув апогея, пирамида, чаще всего, терпит крах, унося за собой все вложения. Вы остаетесь ни с чем, испытав самые неприятные впечатления. Единственный шанс получить выгоду в таком виде заработка - рассчитать время, которое стоит тратить на продвижение пирамиды и, предчувствуя ее крах, вовремя остановиться.

Сегодня под финансовыми пирамидами выступают сетевые игры, суть которых можно кратко описать в два этапа: вложение определенной суммы денег и приглашение новых участников. Как и в финансовых пирамидах, игры с реальным выводом денег выигрывает тот, кто проявляет наибольшую активность и оказывается в числе первых. Люди, пришедшие, как правило, в момент расцвета так называемого «бизнеса», остаются ни с чем.

Финансово грамотные люди предвидят вероятность разорения и не соглашаются на быстрый заработок. Только посредством долгого ожидания бы имеете возможность разбогатеть, поэтому лучше остановить свой выбор на безопасных инвестициях.

Об инвестировании: риск - благородное дело?

Поскольку под инвестированием подразумевается долгосрочное вложение капитала в экономику с целью получения выгоды в последующем, вы всегда можете рассчитывать на запасные средства в критический момент. Благодаря вкладам вы имеете возможность получать прибыль, при этом не работая, однако здесь имеются определенные риски. Если вы решились на инвестирование, вкладывайте только свои средства, которые являются не последними, а запасными. Инвестор понесет убытки вместе с компанией в случае ее неуспешности. Технологии по управлению рисками в последние годы улучшаются, но даже если вас что-то останавливает, вспомните о том, что риск - благородное дело, и даже если первый опыт будет неудачным, он приблизит вас к двойному выигрышу - иначе не бывает! Поскольку инвестирование преследует триединую цель «сберечь - приумножить - получать», вам необходимо расставить приоритеты и решить для себя, готовы ли вы рискнуть и получить прибыль, которая превышает в десятки раз ваши первоначальные вклады? Готовы ли вы обеспечить себе независимое будущее, защититься от финансовых рисков и оставить после себя реальное наследство? Методом проведения банального расчета можно выявить, что вложив всего один доллар под 26% годовых сегодня, вы получите 10 миллиардов долларов через 100 лет.

Финансово грамотный человек, решив для себя попробовать жить на вкладах, должен запомнить следующие правила:

  1. Рационально распределять свои доходы;
  2. Рисковать в инвестициях только после получения достойного дохода;
  3. Вкладывать в рисковые инвестиции только те деньги, которые не жалко потерять;
  4. Инвестировать 10-20% дохода.

Еще Марк Твен говорил: «Инвестирования вам удастся избежать только в двух случаях: если у вас есть деньги или если их у вас совсем нет!». Если вы все-таки решили, что инвестирование - это для вас, помните, что степень риска зависит от размера вклада и дохода.

Не секрет, что около 90% граждан не ведут бюджет и не видят области расходов, куда деньги «утекают» в прямом смысле слова. Люди удивляются, что буквально в первые дни после получения зарплаты средства расходятся неизвестно куда. Отдыхать и баловать себя дорогими приобретениями, безусловно, нужно, но важнее всему знать меру. Далеко не все догадываются о том, что минимум 10% бюджета можно сэкономить. Откажитесь платить в ресторане за своего коллегу, предпочтите не занимать ненадежным людям и дождитесь сезонной распродажи, и вы сразу почувствуете, насколько повысится ваш ежемесячный доход за счет сокращения расходов. Пытайтесь сократить ненужные расходы и начните сберегать сейчас, инвестируя средства или делая жизненно важные приобретения.

Наличие сбережений особенно важно в ситуации экономической нестабильности, когда человек не в силах предугадать, что с ним может произойти в завтрашний день. Зачастую даже успешные люди могут потерять работу, понабрав кредитов - ситуация, с которой могут столкнуться абсолютно все, не имея сбережений. Как показывает международная практика, в качестве постоянных сбережений у вас в резерве должен оказаться минимальный трехмесячный доход. Это так называемая «финансовая подушка безопасности», за помощью к которой можно обратиться в любой момент. При желании снизить степень риска воспользуйтесь услугами страхования, чтобы в любой неприятный момент вы имели поддержку в виде страховых выплат. Если вы все-таки уверены в своем месте работы, пусть это не останавливает вас возможности ежемесячно откладывать на случай беды, или, наоборот, если предстоит сделать полезный вклад или организовать грандиозное мероприятие.

​С детства нас учат ходить на работу для того, чтобы заработать средства, на которые можно жить или выживать. Если подумать, несложно понять, что для получения большей прибыли необходимо либо повысить качество работы, либо количество часов, уделяемое на нее. Человек может столкнуться с определенными сложностями, которые могут повлиять на получение желаемой заработной платы. Согласитесь, далеко не все могут дослужиться до должности директора компании, а качество работы рядового сотрудника, даже самого успешного, значительно ниже качества директора. Как кажется на первый взгляд, выход можно найти в увеличении количества часов, но стоит ли жертвовать свободным пространством, чтобы идти на поводу у работы? Смысл жизни не заключается в том, чтобы уйти рано утром на работу, прийти и лечь спать. У человеческой трудоспособности есть определенный предел, который подразумевает минимальную усталость, поэтому важно сократить время, которое вы тратите на работу, одновременно увеличив доходы. Спросите, как? Для начала решите для себя, кем вы являетесь по мнению Роберта Кийосаки, эксперта в области финансовой грамотности.

  1. Человек - служащий, у которого есть работа (работоспособность на протяжении 40 лет по 40 часов в неделю; к пенсии в лучшем случае получение 40% общего дохода за всю жизнь).
  2. Человек - владелец бизнеса с собственной компанией и людьми, которые на него работают (минимальная занятость в делах компании; 99% свободного времени и полное распоряжение заработанными сотрудниками средствами);
  3. Человек - собственник своей фирмы и сам работает на себя (занятость примерно такая же, как и у служащего; солидный % дохода к пенсии снова вкладывается в бизнес);
  4. Человек - инвестор, на которого работают деньги (полная независимость от средств и времени; к пенсии имеете солидный капитал для себя и потомков).

Каждый из нас находится как минимум в одной из четырех категорий, наше место является источником получения наличных денежных средств. Некоторые являются служащими и работают на зарплату, некоторые надеются только на себя. Мир бизнеса составляют разные люди, поэтому немыслимо представить хотя бы одну из категорий пустой. Важно понимать, что финансовую свободу можно найти в любой из четырех категорий, и не обязательно ограничиваться лишь одной.

Финансовая свобода достигается из категорий «человек - владелец бизнеса» и «человек - инвестор», и люди из категорий «человек - собственник фирмы» и «человек - служащий» должны также попытать свое счастье.

Финансовая грамотность - шаг к успеху

Если вы терпеливо дочитали статью до конца, значит, вам небезразлично то, сколько вы сейчас зарабатываете, как можно сэкономить и преувеличить свой доход и инвестировать его в свое будущее. Если вы терпеливо дочитали статью, значит, вы готовы медленно, но верно ждать, когда деньги начнут на вас работать, а в это время продолжать самосовершенствование в сфере финансов. Вам решать, кем стать сейчас - служащим или управленцем собственного бизнеса. Не попадайтесь на удочку мошенников и выбирайте наиболее гарантированный способ заработка, и тогда вы сможете обеспечить счастливое будущее не только себе, но и своим потомкам.

– это ключевая, центральная тематика этого сайта, и поэтому сегодня я решил еще раз остановиться на этой теме и написать статью, которая доступно и наиболее полно раскрывала бы это понятие. Ознакомившись с этой публикацией, вы сложите полное представление о том, что такое финансовая грамотность, что включает в себя это понятие, и для чего это все необходимо каждому человеку.

В статье я буду давать много ссылок на другие материалы сайта, где те или иные вопросы описаны подробнее, поэтому переходите по ним, чтобы узнать больше.

Что такое финансовая грамотность?

Итак, что подразумевается под словосочетанием “финансовая грамотность”, что это такое? Не нужно выдумывать ничего сложного и заумного, достаточно просто заглянуть в словари и посмотреть там, что означают слова, составляющие это понятие.

Финансы – это движение денежных средств, процессы формирования, распределения и использования денежных фондов.

Грамотность – это высокая степень владения человека определенными навыками и умениями.

Соответственно, можно соединить эти понятия и получить вот такое определение:

– это владение человеком принципами формирования, распределения и использования денежных фондов. Другими словами, это умение грамотно распоряжаться личными финансами.

Обратите внимание: нет выражения “денежная грамотность”, ее называют именно “финансовой”. Причина в том, что финансы – это более обширное, более точное, и более правильное понятие, чем деньги (подробнее об этом можно почитать в статье ). Поэтому воспринимать свои поступления и траты как деньги – неправильно и недостаточно, для того чтобы быть финансово грамотным человеком.

Если кратко и доступно обозначить разницу между этими понятиями, то это будет выглядеть так.

Деньги можно:

  • зарабатывать;
  • тратить;
  • использовать для определения стоимости;
  • копить.

Финансы можно:

  • зарабатывать;
  • расходовать;
  • учитывать;
  • распределять;
  • оптимизировать;
  • использовать для создания фондов;
  • резервировать;
  • накапливать;
  • вкладывать.

Отдельно хочу отметить, что финансы можно вкладывать (инвестировать) для того, чтобы они “производили” новые финансы, в этом случае они приобретают уже новое название – .

Финансовая грамотность подразумевает управление именно финансами, а не деньгами: это более широкое и более точное понятие.

Для чего нужна финансовая грамотность?

Для чего вообще нужна финансовая грамотность? Все очень просто. Есть важнейшие сферы человеческой жизнедеятельности, в которых человек просто обязан, на мой взгляд, хорошо разбираться, ориентироваться, быть грамотным. Почему? Потому что на этом основана вся его жизнь, и ему постоянно приходится с этим сталкиваться. И хорошее знание дела, профессиональный подход к решению вопросов – всегда даст лучшие результаты, чем дилетантский и неграмотный.

Если подходить к финансовым делам неграмотно, дилетантски – все эти вопросы так и будут решаться: медленно, не до конца, на “тяп-ляп”. Поэтому и необходима финансовая грамотность: разумный, грамотный, профессиональный подход к распоряжению личными финансами.

Возможно, кто-то думает: “Да что там, я в принципе и так умею распоряжаться финансами. Я зарабатываю деньги, стараюсь зарабатывать их больше, вполне разумно трачу, иногда у меня получается что-то накопить, иногда я беру кредиты, у меня есть пластиковые карты и счета в банках, я отправляю и получаю деньги – я вполне финансово грамотный человек!”. Как правило – это большое заблуждение, которое реально мешает в жизни и тормозит многие жизненно необходимые процессы.

Чтобы было понятнее, я объясню на примере. Вот каждый человек примерно представляет себе, как построить дом. Он знает, что нужно выкопать котлован, заложить фундамент, воздвигнуть стены, положить блоки перекрытия, соорудить крышу, застеклить, установить двери, сделать внешнюю и внутреннюю отделку. Вроде все понятно и всем давно известно. Но сможет ли реально любой человек спроектировать и построить качественный, надежный, красивый дом? Даже если у него будут в распоряжении все необходимые ресурсы? Даже если он будет просто управлять и руководить этим процессом? Нет! Не сможет! То, что он построит, не будет соответствовать нормам и стандартам, где-то будет неправильным, неэстетичным, и даже опасным для жизни: при каком-то малейшем стихийном бедствии дом, построенный дилетантом, может не выдержать и рухнуть! Качественно построить дом может только грамотный, профессиональный прораб!

Точно так же все обстоит и с финансовой грамотностью. Считать себя финансово грамотным – еще не значит быть им! Управление личными финансами должно подчиняться выработанным правилам и стандартам, которые уже на деле доказали свою эффективность и правильность. Это наука, которую необходимо изучать, осваивать и внедрять на практике. Это то, к чему необходимо формировать профессиональный подход.

Что включает в себя финансовая грамотность?

Чтобы было еще понятнее, далее я приведу основные направления, которые затрагивает финансовая грамотность, которые необходимо изучать, знать и применять. Как раз на примере дома я уже однажды разбирал понятие (тоже стоит прочесть), а понятие финансовая грамотность еще немного шире. Итак, что она в себя включает?

Умение зарабатывать деньги. Финансово грамотный человек, в первую очередь, должен знать, . И эти знания и умения не должны ограничиваться единственно возможной традиционной работой. Способов заработка гораздо больше, они предполагают получение . Я не говорю, что надо обязательно использовать их все, но их точно должно быть более одного, потому что доход из одного источника (даже кажущегося очень надежным) – это всегда огромный риск. Нужно уметь видеть возможности для заработка во всем, и использовать то, что вам больше по душе. При этом ориентироваться желательно именно на .

Умение экономить. Это один из компонентов умения тратить, но его я решил выделить отдельно. Наблюдения показывают, что у большинства людей совершенно искаженное представление об экономии: они считают, что экономить – это “жаться”, отказывать себе в чем-то, недополучать что-то жизненно необходимое, и т.д. В общем, многие подвержены влиянию ряда мифов и стереотипов об экономии. На самом же деле экономия – это просто бережливость, а экономить – значит бережно расходовать личные финансы. Больше на эту тему можете почитать тут: и в других статьях сайта на тему экономии.

Умение планировать. Для чего необходим учет? Для того, чтобы наглядно видеть свои прошлые расходы, и на основе этого планировать будущие. Финансовая грамотность подразумевает наличие краткосрочных и долгосрочных финансовых планов и следование им. Как их составлять – можно почитать тут:

Умение оптимизировать. Финансово грамотный человек должен уметь оптимизировать свой бюджет, то есть, грамотно распределять свои траты в порядке приоритета, чтобы исключить вероятность нехватки финансов на что-то действительно важное и срочное. Как это можно сделать – в статье .

Умение инвестировать. Высшее умение, которое включает в себя понятие финансовая грамотность – это умение инвестировать: вкладывать деньги, чтобы они приносили новые деньги, создавать себе источники пассивного дохода. Это непросто, и всегда связано с рисками, тем не менее, это необходимо – это главный инструмент для достижения , высшего финансового состояния человека. Инвестированию на этом сайте посвящен целый раздел, начать можно, например, со статьи

Умение пользоваться банковскими услугами. В процессе управления личными финансами любой человек будет неизбежно постоянно сталкиваться с банками, их продуктами и услугами. И он просто обязан неплохо в них разбираться, уметь отличать выгодные продукты, тарифы, сделки от невыгодных, чтобы не терять, а зарабатывать на услугах банка, чтобы отношения с банком были партнерскими, а не кабальными, как это часто бывает. Банкам и банковским услугам тоже посвящен отдельный раздел на сайте: пользуйтесь поиском по сайту, читайте, изучайте то, что интересно вам в первую очередь – материалов уже очень много.

Базовые знания экономики. И, наконец, финансовая грамотность предполагает знание и понимание основных экономических процессов, происходящих в государстве, в первую очередь – тех, которые оказывают самое прямое влияние на состояние личных финансов: , и т.д. Экономика и ее процессы тоже рассматривается в отдельном разделе сайта – заходите, изучайте.

Где научиться финансовой грамотности?

Ну и в заключение – о том, где можно научиться финансовой грамотности, где узнать обо всем этом, если это так важно. К сожалению, этому сейчас практически нигде не учат. Лично у меня диплом по специальности “Финансы”, но личным финансам там не было уделено ни одного занятия ни по одному предмету. В целом, я уже не раз делал выводы, что финансово грамотные люди невыгодны государству: ими сложнее управлять, их сложнее заставить жить в каких-то нужных рамках.

Государству куда проще держать людей в сильной денежной зависимости – это отличный инструмент управления. Ведь государство наделено функцией производства денег, может производить их столько, сколько посчитает нужным, а его граждане вынуждены эти деньги зарабатывать.

Поэтому обучение финансовой грамотности в учебных заведениях пока не получило широкого распространения. Хотя определенные подвижки в этом есть, что радует, но все равно этого явно недостаточно. Поэтому научиться финансовой грамотности в достаточном объеме сейчас можно только самостоятельно, проявив к этому стремление и интерес. Основных источников обучения я могу выделить три:

  1. Литература по финансовой грамотности (книги отечественных и зарубежных авторов).
  2. Частные курсы, семинары, вебинары, тренинги по финансовой грамотности.
  3. Сайты, обучающие финансовой грамотности.

Что выбрать, на чем заострить свое внимание – каждый вправе решать сам, и хорошо, что в этом случае есть выбор. Я бы хотел остановиться на третьем пункте, поскольку он самый доступный, а главное – бесплатный.

Я сам, увидев проблему низкой , решил внести в ее решение свой вклад, и создал этот сайт – , который на сегодняшний момент уже стал достаточно известным, популярным и авторитетным интернет-ресурсом, одним из лучших в своей тематике (кому интересно – можете почитать, например, – там много наглядной статистики). Уже сейчас здесь опубликованы более 1150 уникальных авторских статей с материалами, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность. Доступ ко всем материалам сайта совершенно бесплатный, платить за что-либо здесь вам не придется, в отличие от многих других похожих проектов.

Здесь собрано все необходимое для того, чтобы развить и повысить свой уровень финансовой грамотности, научиться управлять личными финансами, повысить свое финансовое состояние, а значит, жить лучше в современных реалиях.

Я всегда готов к диалогу со своими читателями в комментариях и на , где уже общается немало интересных людей, для которых финансовая грамотность – не пустые слова, и которые уже достигли хороших результатов в управлении личными финансами, а также те, кто находятся только в начале этого пути. Лично мне всегда интересно читать и обсуждать финансовые истории других людей, где могу – я всегда помогаю советом.

В общем, вот вам реальная и конкретная возможность повысить финансовую грамотность, а как вы ей воспользуетесь и воспользуетесь ли – это уже ваше решение.

В любом случае, хотелось бы, чтобы количество финансово грамотных людей было как можно большим! Так будет лучше для всех и для каждого! Увидимся на страницах сайта!

Финансовая грамотность представляет собой умение распоряжаться собственными средствами, осознавая степень ответственности за принимаемые решения. Овладеть базовыми знаниями просто – достаточно ознакомиться с тематической литературой, посетить лекции, семинары. С чего начать изучение?

Основы финансовой грамотности

Экономически грамотная личность способна контролировать доходы-расходы, выгодно распоряжаться финансами, повышать уровень благополучия. Успешен не тот, кто зарабатывает много, а тот, кто способен осознанно тратить, вкладывать.

Для погружения в мир управления финансами онлайн-курс: экономика и монетизация.

Наиболее доступный инструмент получения знаний, конечно же — книги. Самая популярная книга по теме финансовой грамотности — это бестселлер Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» . Посмотрите на деньги другими глазами: глазами обеспеченного человека. Роберт сравнивает жизнь собственного отца (представляя его «бедным папой») и папы приятеля («богатый папа»). Его основная идея заключается в том, что финансовое благополучие не является результатом глубоких финансовых знаний, а скорее психологическим аспектом в .

Бизнес-тренер Роберт Кийосаки утверждал, что рассматриваемое понятие включает:

  • Теоретическое базовое понимание налогового кодекса;
  • Теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета;
  • Умение составлять элементарный план доходов-расходов;
  • Знать определение понятия «деньги» и понимать, как ими пользоваться.

Обучение занимает немного времени даже для «чайников» — всего несколько недель. Успешных людей отличает стремление усовершенствовать полученные навыки , практически использовать их.

Отличия экономически грамотного человека

Отличия безграмотного человека Отличия грамотного человека
Принятие необдуманных решений, негативно отражающихся на благополучии Ведение письменно или с помощью программ учета доходов-расходов
Приобретение невыгодных кредитных продуктов, участие в пирамидах Осознание собственного уровня, отказ от спонтанных навязанных кредитных продуктов
Приобретение малоэффективных инвестиций, пенсий Умение находить источник информации по экономике
Неумение пользоваться рыночными преимуществами Осторожное инвестирование денежных средств – тщательное изучение всех вариантов
Уменьшение количества личных заработанных денег Откладывание денег на случай серьезной болезни, увольнения, прочих обстоятельств

Денежная неграмотность приводит к пагубным последствиям, поэтому теоретическими экономическими знаниями должны обладать все без исключения.

Способы приобретения

В книге Павла Богрянцева «Как быть всегда при деньгах» такие полезные и практические советы, о которых не рассказывают в школе. Это современный подход к теме достижения финансового благополучия выработанный на личном опыте Павла. Его посыл следующий: каждый может добиться финансового благополучия. Как это сделать и какие горизонты открывают финансовые возможности — читайте в книге.

Откладывать ежемесячно с заработной платы недостаточно, чтобы считаться грамотным человеком. Знания макро- и микроэкономических основ, ознакомление с кредитными организациями, постановка и выполнение стратегических целей – основы экономического развития. Наше время – время информации, поэтому обучиться можно многими методами. Помогает ответить, как повысить уровень:

  • Изучение экономических трудов, книг;
  • Обладание информацией об экономической ситуации России, законодательных изменениях;
  • Пользование специальными программами для контроля доходов и расходов;
  • Изучение книг, видеоуроков и курсов, например: 7 секретов финансовой психологии ;
  • Прослушивание лекций, семинаров по повышению уровня финансовой грамотности.

Повысить финансовую грамотность помогает изменение отношения к . Психология потребления не приводит к процветанию – средства не зарабатывают для скоропостижных ненужных трат. Выход за рамки инстинктов обывателя – гарантия успеха. Современная позволяет получить полезные знания и пошаговые инструкции в виде онлайн-курсов на психологическом уровне от специалистов, что ведет к финансовому благополучию.

Создание пассивного вклада

Пассивным вкладом также называют инвестирование денег для получения выгоды. От непосредственной деятельности это не зависит – мест, куда можно вложить деньги достаточно много. Главное правило – образование нескольких источников вклада. Соблюдать это правило важно для . Экономисты рекомендуют направлять денежные средства разнообразно – не стоит вкладывать только в недвижимость или приобретение акций.

Примеры создания пассивного дохода:

  • Вклад в банке – чем больше сумма, тем выгоднее рента;
  • Приобретение акций, игра на бирже;
  • Получение денежных средств от рекламного размещения на своем сайте;
  • Инвестирование в недвижимое имущество;
  • Вложения в партнерский или свой бизнес;
  • Получение денег после написания книг, создания приложений, программ собственного авторства.

Современные интернет технологии позволяют создать и другие источник пассивного дохода, например: майнинг-фермы.

Этой технологии посвящено много публикаций, так как майнинг стал весьма популярной моделью бизнеса и очень быстро развивается.

Практическое применение

Применение основ на практике не подразумевает кардинальное изменение жизни – увольнение с работы, начало предпринимательской деятельности. Главное – зарабатывать на активах, грамотно распределять средства, при этом оставлять основной источник дохода.

Экономически неграмотные люди создали миф, что цель банка – заставить взять невыгодный кредитный продукт обманом. Это заблуждение, так как крупные организации достаточно заинтересованы в грамотных клиентах. Банку выгодно, чтобы сам клиент обслуживался в организации, рекомендуя коллегам, друзьям, родственникам.

Для повышения грамотности характерно обнаружение факта, что банковская организация – партнер для сбережений.

Множество для учета доходов, имеющих общие принципы:

  • Контроль доходов-расходов;
  • Удаление бессмысленных затрат;
  • Обозначение главных расходов (коммунальные расходы, расходы на еду, предметы гигиены и т. д.);
  • Распределение денег;
  • Обозначение части средств, которую можно инвестировать.

Пример программ — «Ежедневные расходы», «Кошелек – финансы и бюджет», «MoneyFy».

Полезные книги

Интернет и полки книжных магазинов – источник множества книг, способствующих обучению финансовой грамотности. Конечно первой из таких книг по популярности считается «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки.

Отец автора все время прилежно трудился государственным служащим, имея небольшой источник дохода. Отец приятеля был предпринимателем, рассказывая Роберту об экономических основах. Автор признает — благодаря его урокам он стал богатым человеком.

Роберт считает, что богатые покупают активы, бедные лишь расходуют, а средний класс приобретает пассивы, думая, что получает активы. Разберемся с этими понятиями.

Активом можно назвать то, что приносит денежные средства. Пассивом – что их тратит. Например, пустующий дом — пассив. Если он сдается, он превращается в актив. Написанная собственная книга — пассив, изданная и приносящая выгоду — актив.

Также миллионер разбирает понятие «инвестирование», дает советы, рекомендации, приводя точные цифры из личного опыта.

Полезные и очень доступные по цене интернет-курсы по финансовой грамотности еще раз доказывают, что возможность улучшить благосостояние есть у любого человека.

Книга «Путь к финансовой свободе» Бодо Шеффера не утратила актуальности до сих пор. Подробно рассказывается о начале бизнеса, вложениях, важности отдавать долги, правильном распоряжении денежными средствами. Книга подойдет, как учебник финансовой грамотности для начинающих. Автор описывает возможный путь из статуса обычного рабочего к обеспеченности, стабильному доходу.

В книге «Самый богатый человек в Вавилоне» авторства Джорджа Клейсона рассказывается об основах инвестирования. Он предлагает выработать определенные привычки, например:

  • Откладывание десятой части от собственных доходов;
  • Контроль расходов;
  • Приумножение богатства, недопустимость бессмысленного хранения сбережений;
  • Оценка риска, прибыльности вложений;
  • Устройство дома должно олицетворять личные желания, а не соседей;
  • Совершенствование навыков заработка денежных средств;
  • Обеспечение пенсии самостоятельно.

Тематические сайты

На просторах интернета легко найти практически любую информацию, тематика «экономическая грамотность» — не исключение. Лучшие сайты, помогающие научиться денежной грамотности:

  • Финансовая онлайн-игра Денежный поток созданная Робертом Кийосаки расширит ваши знания. Цель игры — сделать вас финансово независимым человеком.
  • Финаграм . На сайте найдется ответ на каждый вопрос из области экономики, также там находится множество информации на тему финансовой грамотности для начинающих.
  • Финграм ТВ образован Ассоциацией банков России. Там есть пошаговая инструкция приобретения денежной грамотности с нуля.
  • Азбука финансов проект, образованный платежной системой Visa. Он сделан специально для жителей России. Сайт содержит подробную информацию о платежной системе.
  • «Курс для людей, которые зарабатывают меньше, чем они могут » способен перевернуть ваше представление о материальном благополучии, вариантах заработка и посмотрим по-новому на ваши отношения с финансами.

Азбука финансов проект платежной системы Visa

Не деньги управляют личностью, а личность ими – закон, который должен уяснить каждый человек. Долговые ямы, приобретение товаров «не по карману» для мнимого статуса, бессмысленные растраты тормозят развитие, уменьшая шансы приобрести успех и процветание.

Простыми словами, финансовая грамотность — это система знаний и навыков о том, как рационально распоряжаться своими деньгами, ориентироваться в финансовых услугах и не попадаться на уловки финансовых мошенников.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к финансовому благополучию!

Угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении избыточных кредитов, которые не в состоянии погасить, неэффективном распределении личных сбережений. Это же лишний источник стресса — зачем он нам???

Финансовая грамотность нам с вами помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет , принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних долгов , ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества .

Мы с вами, будучи финансово грамотными, в целом лучше подготовлены к кризисным ситуациям и можем лучше защитить себя , лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться с налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике. Вот тогда можно за финансы не волноваться и жить в своё удовольствие 😉 .

Финансовая грамотность предполагает способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, особенно пенсию, правильно выбирать финансовые продукты и разбираться в финансовых вопросах.

А как же понять финансово грамотны мы или нет? Итак, образ финансово грамотного человека (глазами Центробанка) таков:

1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).

2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках и/или МФО , он умеет жить по средствам (тратит что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

И не стоит полностью надеяться на государство и авось – нужно уже сегодня задумываться о своём финансовом будущем и повышать свою финансовую грамотность . Тем более, что сейчас доступно много материалов для самообразования . Вот и мы пришли на помощь 🙂 .

В данном разделе (да и на всём портале) мы делимся с вами финансовыми советами, обсуждаем важные вопросы из мира личных финансов, следим за новостями и помогаем повысить вашу финансовую грамотность.

Учитесь, применяйте полученные знания на практике и достигайте своих целей!

Ах да, сейчас мы вас сориентируем по разделу:

  • Статьи

    — интересные статьи по финансовой грамотности на каждый день (и ночь, если спать не хочется).

  • Нас не обманешь

    — вооружившись знаниями, вы сможете многое. Здесь мы расскажем нюансы при использовании наиболее популярных финансовых продуктов и услуг (например, что нужно знать, прежде чем взять кредит, и на что стоит обратить пристальное внимание).

  • Личные финансы

    — а вот здесь мы собрали советы по личному финансовому планированию и прочих фишках ваших личных финансов и как ими успешно управлять (да чтоб они не уменьшались, а только увеличивались, а доходы превышали расходы). Эх, вот был бы такой кошелёк, что вечером его ставишь на зарядку, и на утро он опять полный! 😉 Мы постараемся понять, где же взять такую зарядку (а ведь она действительно существует, некоторые называют её «инвестициями»).

  • Обучение

    — наш самый любимый раздел! Здесь мы предлагаем учебные курсы по финансовой грамотности для всех. При успешном окончании курса и сдачи всех онлайн-тестов вы получите сертификат 🙂 . Но знания, полученные при прохождении курсов (и применение их на практике), — это самое ценное, что вы можете взять для себя.

  • — а вот тут мы собрали классные книги, мобильные приложения, интереснейшие фильмы, настольные экономические игры — и всё по финансовой тематике. Эх, превратится это когда-нибудь в наш золотой фонд…

  • Рейтинг финансовой грамотности

Также полезные материалы по финансовой грамотности можно найти в наших группах в социальных сетях (кликайте и присоединяйтесь):

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  • «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  • «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  • «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  • «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  • «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  • «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу , я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  • На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  • На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  • На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  • На развитие внимания; (приложение 4)
  • На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств , а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  1. «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  2. «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  3. «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  4. «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  5. «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  6. «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу , я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  1. На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  2. На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  3. На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  4. На развитие внимания; (приложение 4)
  5. На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

(с ответами)

Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания на формирование знания учебного материала типа:

  1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
  2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
  3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
  4. Найдите в тексте возможные ошибки
  5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.

№1. Определите, верное или ложное данное соответствие:

а) Природные ресурсы – машина Неверно

б) Капитальные ресурсы – деньги Неверно

в) Трудовые ресурсы – парикмахер Верно

г) Нефть – ресурс Верно

д) Блага – товар или услуга Верно

№2. Определите, верно, ли составлена данная схема:

Ответ: Схема составлена неверно. Ресурсы в экономике ограничены, а потребности– безграничны.

№3. Верны ли следующие утверждения:

Ответ : 1. Заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Верно

2. Капитал - это деньги предприятия. Неверно

3. Ресурсы в экономике – ограничены. Верно

4. Проблема выбора - это всеобщая проблема. Верно

5. Проблема выбора существует только в бедных странах. Неверно

6. Труд, земля, капитал – это факторы производства. Верно

7. Рента – это доход на фактор производства «капитал». Неверно

8. Ресурсы - это факторы производства. Неверно

9. Потребности человека безграничны. Верно

№4. Верно, ли составлена таблица?

Характерные признаки конкуренции и монополии.

Ответ: Таблица составлена верно, в ней перечислены основные признаки конкуренции и монополии.

№5. Найдите в тексте ключевые слова по теме «Торговля»:

Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы нуждались в мясе. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. хозяйство, где производили такие изделия, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться.

Ответ: ключевые слова - разделение труда, обмен, товарное хозяйство, рынок, товары, услуги, цена.

№6. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

Купцы и промышленники в нашей стране славились не только богатством, но и способностью помочь людям и обществу. Многие из них занимались меценатством и благотворительностью. Например, Третьяков Павел Михайлович , российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Бугров Николай Александрович (1837-1911), нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на реке Иргиз.

Из тульских кузнецов, с 1720 - дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране).

Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), родоначальник, организатор строительства металлургических заводов на Урале. Его дело продолжил его сын Анкифий. Он расширил и приумножил дело отца. Его сыновья заводским делом интересовались мало. Старший сын прославился своей благотворительной деятельностью, жертвовал большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам Московского университета. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад. Разведением разнообразных растений прославился и средний сын, также не желавший заниматься заводами. В свою очередь, младший сын Григория Павел стал известен как естествоиспытатель, подаривший в 1803 Московскому университету свою коллекцию минералов, а также обширную библиотеку. В том же году он основал в Ярославле знаменитый Демидовский лицей, а уже в 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт Томский университет.

Ответ: 1. Купец, промышленник Третьяков - создатель национальной художественной галереи.

2. Нижегородский купец Бугров Н. А. - строил приюты, школы и др.

3. Демидовы, российские заводчики и землевладельцы - жертвовали большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам, основали лицей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПОНИМАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

№1. Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).

1. ресурсы –> затраты –> себестоимость -> цена -> доход –> прибыль

Ответ: Предприниматель закупает ресурсы, то есть несет затраты, которые учитывает при расчете себестоимости товара и установление цены. От продажи предприниматель получает доход. Для расчета прибыли необходимо из дохода вычесть затраты.

2 . разделение труда –> излишки –> обмен –> товарное хозяйство

Ответ: Когда возникло разделение труда, стали появляться излишки товара, которые люди обменивали, то есть стали формироваться товарные отношения.

№2. Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Основа эквивалентности – одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров. Никто не хочет проиграть, хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Товарный обмен – это способ обмена результатами труда между изготовителями и потребителями, основанный на взаимной выгоде.

Ответ: затраты труда – товар - эквивалентность - товарный обмен - выгода

№3. Учащимся предлагается следующая информация:

Составьте 5 - 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Главным фактором производства в любой экономике является «труд» - физические и умственные способности человека, направленные на производство товаров или услуг. Подлинное богатство любой страны – это люди, участвующие в создании благ.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Функции человека в процессе труда и производства не ограничиваются только непосредственным трудом на рабочем месте, он выступает и как организатор производства. В процессе производства все факторы действуют, не изолировано, а взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга. В результате процесса производства человек создает экономическое благо. При продаже он получает доход, часть которого идет на выплату заработной платы. Заработная плата - это плата за труд, стимул к труду. Размер заработной платы зависит от качества и количества труда. Чем лучше и быстрее человек выполняет работу, тем больше его заработная плата.

Вопросы :

  1. Почему люди – это богатство любой страны?
  2. Зачем человек трудиться?
  3. В каком качестве может выступать человек в процессе производства?
  4. Что такое труд?
  5. Что такое заработная плата?
  6. Что создается в процессе труда?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

УМЕНИ И НАВЫКОВ.

№1. От чего зависит размер заработной платы?

Мой папа окончил институт, и теперь работает инженером на заводе уже 17 лет, он следит за технологическим процессом, ему подчиняются рабочие. Его зарплата составляет 15000 рублей.

Моя мама, окончила педагогическое училище, и работает в детском саду «Солнышко». Она очень любит свою работу, любит играть и заниматься с детьми. Ее заработная плата составляет 3500 рублей.

А моя старшая сестра оканчивает престижный экономический институт, и проходит практику в частной фирме бухгалтером, ее зарплата составляет 5000 рублей. Директор фирмы повысит ей зарплату, когда у нее появится опыт работы по специальности.

Ответ: Заработная плата зависит от: профессии, образования, опыта, престижа профессии.

№2. Найдите экономические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.

Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и неэкономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой с приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в ограниченных количествах, не превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек может существовать.

Блага, количество которых не ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для собственного потребления.

Ответ: Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и экономические блага . Даровые блага – это блага, которые доставляются природой без приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в не ограниченных количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек не может существовать.

Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или для продажи на рынке.

Задание №3.

Задача: В семье 5 человек, из них 2 человека работают. Отец – инженер на заводе, его зарплата 10000 рублей, мама – бухгалтер, ее зарплата 8000 рублей. Старшая сестра учится на менеджера и получает стипендию 1200 рублей. Детское пособие составляет 200 рублей на ребенка. В месяц семья платит за коммунальные услуги 2500 рублей, на питание расходует -7000 рублей, транспортные расходы – 650 рублей. Старшей сестре купили зимнее пальто, стоимостью 5000 рублей, а дети сходили в театр, где стоимость одного билета – 100 рублей. Затраты на учебу составляют 1000 рублей. Определить:

а) доходы семьи;

б) постоянные расходы семьи;

в) переменные расходы семьи;

г) бюджет семьи.

Решение:

Доход семьи=10000+8000+1200+200*2=19600 (рублей)

Постоянные расходы = 2500+7000+650+1000=11150(рублей)

Переменные расходы=5000+200=5200(рублей)

Общие расходы = 11150+5200=16350 (рублей)

Бюджет семьи=19600-16350=3250 (рублей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ВНИМАНИЯ

Задание №1

  1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

бартер - специализация - торговля – разделение труда - появление излишков

Ответ: разделение труда - специализация - появление излишков – бартер - торговля

  1. Соотнесите различные понятия между собой:

а) личные потребности подъемный кран

Общественные потребности портфель

Производственные потребности уличный фонарь

б) доход = расходам дефицит бюджета

Доход > расхода сбалансированный бюджет

Доход

Ответ:

а) личные потребности портфель

Общественные потребности уличный фонарь

Производственные потребности подъемный кран

б) доход = расход дефицит бюджета

Доход > расход сбалансированный бюджет

Доход

Задание №2.

Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

разделение труда => специализация => появление излишков =>….

Ответ: разделение труда => специализация => появление излишков =>обмен

Причины появления обмена.

Задание№3.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является (орудия труда, человек). Орудия труда - это (ткань, ножницы, нитки, швейная машинка) то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это (сковорода, ложка, соль, мука) то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает (предмет труда, благо)

Ответ: Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является человек. Орудия труда - это ножницы, швейная машинка то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это соль, мука, то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает благо.

Задание№4.

Найдите ошибку в определении:

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, с участием денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, без участия денег.
  5. Спрос – желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.

Ответ:

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, без участия денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, с участием денег.
  5. Спрос – желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.

Задание №5. Найдите ошибку в схеме.

Ответ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Задание №1.

На примере вашей семьи докажите, что семья это часть экономической системы.

Составьте экономическую сказку на тему «Моя семья – часть экономики. Она участвует в экономической жизни страны – платит налоги, и пользуется общественными благами».

Задание №2.

Объясните с научной точки зрения, почему товарное хозяйство получило преимущества в ходе эволюции человека.

Задание №3.

Производства это постоянный, замкнутый процесс, в котором обращаются ресурсы. Докажите это с помощью схемы.

производственные

общественные

личные

потребности

желание

нужда

ресурсы

потребности

ограничены

безграничны

проблема

выбор

вторичные

первичные

Расходы семьи

Постоянные расходы

Переменные расходы

Питание

Расходы на учебу

оплата за

Квартиру

поездка в отпуск

Покупка лекарств

посещение кино