Бюджет

Александр Свинин: «Поверьте, более открытого чиновника, чем я, наверное, нет. Первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин: «Если я пойму, что горжусь каким-то решением, мне пора на пенсию Есть уже любимые места для прогулок

Менее чем через месяц исполнится год с того момента, когда предыдущий Глава Удмуртии Александр Соловьев отправился под следствие в Москву, а обратным рейсом прилетел Александр Бречалов - тогда еще врио, а сентября - избранный Глава. Конечно все понимали, что «москвич» будет чистить кадровый состав правительства республики, однако вряд ли кто-то предполагал, что недоверие в местным кадрам станет не столько исключением, сколько правилом. Свои посты в Правительстве Бречалова сохранили лишь четыре министра: Станислав Евдокимов, Владимир Соловьев, Анна Боталова и Лариса Буранова. Но они, так же как и другие местные кадры в Правительстве Бречалова - лишь исполнители, инициативой и правом голоса там обладают другие люди - причем даже не все из так называемых варягов.

В мае прошлого года телеграм-канал Деловая Удмуртия опубликовал материал « », где попытался собрать информацию о членах команды ВРИО. За год многое поменялось и мы снова пытаемся понять: кто сейчас входит в команду Бречалова и кто за что в ней отвечает?

Александр Бречалов

Глава Удмуртской Республики

Александру Бречалову досталось в наследство довольно слабое правительство - это было очевидно еще до смены власти (и, кажется, даже самому Соловьеву) и поэтому спрогнозировать будущие кадровые сложности было не трудно.

В общем это нормальная ситуация для человека, который: а) не имеет местных корней и б) не имеет опыта работы в исполнительной власти.

Первое означало, что Бречалову будет непросто искать людей на месте. Тут у него всего два варианта - либо доверять тем, кто есть и пытаться менять их по мере необходимости, либо не доверять и пытаться заменить их на кого-то снаружи. Отчасти использованы оба.

А отсутствие опыта работы в исполнительной власти означало что, во-первых, у него также нет и команды с таким опытом; во-вторых, что нет компетенций для того, чтобы оценивать потенциальных кандидатов на такую работу.

Интересно, что на первых порах Александр Бречалов даже организовал тестирование кандидатов на должности в правительстве - что примечательно, «местных» кандидатов. Однако не думается, что это можно засчитать как признание своего неумения оценивать. Скорее это была такая публичная акция, довольно бессмысленная, судя по результату.

В результате ожидания кадрового голода оправдались сполна: «Команда Бречалова» оказалась недостаточно многочисленной для того, чтобы закрыть даже вакансии топ-уровня в правительстве УР. По большому счету она вообще оказалась немногочисленной. Из людей фронт-офиса настоящими членами КБ можно назвать только пять человек, остальные - законтрактованные исполнители.

На самом деле правительство не полностью сформировано и по сей день: не назначены вице-премьеры по АПК и строительству, министр промышленности и торговли, а семь членов правительства работают с приставками и.о. - в том числе вице-премьер Анастасия Муталенко.

И это только вершина айсберга. Увольняли и увольнялись ведь не только министры, но и заместители министров, руководители управлений и тому подобное. И если малозаметные должности заполняются автоматически - вследствие обычной ротации, то всякое заметное кадровое решение требует сегодня прохождения многоступенчатой системы согласований вплоть до одобрения» самого», что неимоверным образом затягивает процедуру и на сегодняшний день кадровый вопрос в удмуртской правительстве стоит еще более остро, чем при Александре Соловьеве.

Александр Свинин

Первый

Самый влиятельный член команды Бречалова. Правая рука. С Главой республики господин Свинин работает еще с «Опоры России» (примерно с 2012 года). Собственно, он и есть «команда Бречалова».

Именно поэтому, несмотря на молодой возраст (30 лет), Свинин не только получил в республиканском правительстве высокий пост первого вице-премьера, но и по факту является вторым человеком в удмуртской властной вертикали - сразу после Бречалова. Даже формальные полномочия Свинина огромны: он курирует в правительстве экономический блок (отвечая за инвестиции -«топовую» тему), промышленность, торговлю, спорт, информационные технологии. В отсутствие профильных вице-премьеров, первый вице-премьер также курирует транспорт, строительство, ЖКХ и сельское хозяйство. По сути он отвечает за все, что должно приносить деньги.

Из всей команды, вероятно только Свинин имеет практически неограниченный доступ к главе и пользуется его доверием. Именно Свинин (а не Семенов, например) участвует во встречах Бречалова с видными предпринимателями. Он же представляет самые значимые проекты команды и он всегда рядом Бречаловым на публичных мероприятиях: от лыжного марафона до инвестиционного форума. Он же, судя по всему, стоит за многими кадровыми решениями не только в Правительстве, но и, например, в администрации Ижевска.

Ярослав Семенов

Председатель Правительства УР

Был известен Бречалову по Общественной палате РФ, где г-н Семенов сначала работал заместителем Сергея Смирнова, тогда руководителя аппарата ОП РФ, а потом и сам руководил аппаратом.

В правительстве Бречалова «человек на хозяйстве». На Ярослава Семенова возложено оперативное управление работой Правительства - он отвечает за то, чтобы исполнительные органы власти своевременно исполняли принятые наверху решения: согласовывали бумаги, готовили необходимые правовые акты, собирали статистику, контролировали и отчитывались. Поскольку скамейка коротка, работать приходится «за себя и за того парня». В связи с этим господин Семенов освобожден от писания оптимистичных постов в соцсетях и бега. И нужно сказать, что нареканий к его работе нет - человек на своем месте, все, что от него зависит, выполняется четко в срок.

Иногда Семенову приходится отдуваться за непопулярные проекты и решения, принятые явно не им. Вспомним, например, проект повышения транспортного налога, вызвавший бурю негатива.

Михаил Хомич

Первый вице-премьер Правительства УР, Постоянный представитель Главы УР при Президенте РФ

Промоушен. Судя по постам в соцсетях, Хомич что-то вроде человека-бутерброда, на котором с двух сторон написано «Сделано в Удмуртии». Для продвижения республики его ангажировал Александр Бречалов после назначения врио главы Удмуртии и именно этим Хомич по сей день и занимается.

Насколько успешно? Главе нравится.

Любопытно, что Михаил Хомич чуть было не лишился своего поста с позорной формулировкой «в связи с утратой доверия» (что навсегда закрыло бы ему карьеру в госслужбе) после того как стало известно, что уже занимая государственную должность, он продолжал числится руководителем частного предприятия. О скандале стало известно на самом верху. Впрочем, специальная комиссия, занимавшаяся беспристрастным расследованием случая, состава не нашла - выяснилось, что тревога была поднята из-за того, что налоговый орган не внес вовремя запись в ЕГРЮЛ. И это говорит о том, что Хомичем Бречалов очень дорожит.

Сергей Смирнов

Руководитель администрации Главы и Правительства УР

Работал с Бречаловым в Общественной палате.

Сейчас «силовой блок». На господина Смирнова лег, с одной стороны, не престижный, но традиционно присущий руководителю администрации функционал правительственного завхоза, с другой - роль ответственного за кадровые решения и внутреннюю политику, что и делает должность одной из самых высоких в республиканской иерархии.

По слухам, не слишком умелый в поиске компромиссных решений г-н Смирнов используется главой республики там, где курс новой власти должен быть обозначен предельно жестко: например, в изменении механизма избрания руководителей муниципальных образований или увольнении министров «старой команды».

При этом Сергею Смирнову не удалось получить статус и должность заместителя Главы Удмуртии, которая ему была обещана. И, говорят, этим господин Смирнов очень недоволен. Некоторые телеграм-каналы, специализирующиеся на политике, опираясь на вышеуказанные слухи, даже сделали вывод, что Сергей Смирнов станет кандидатом от команды Бречалова на пост главы Ижевска.

Анастасия Муталенко

Заместитель председателя правительства УР

Госпоже Муталенко, вчерашней активистке ОНФ, в Правительстве Удмуртии достался проблемный социальный блок - министерства больших расходов: образование, здравоохранение, социальная политика. При том, что расходы подлежат сокращению (хотя одновременно необходимо выполнять майские указы, повышая бюджетникам зарплаты) можно сказать, что Анастасии Муталенко дали работу, на которой головной боли сколько угодно, а лавров никаких.

Интересно, что руководитель самого проблемного блока, к тому же отличившийся (по словам главы) в битве за «Аптеки Удмуртии», до сих пор работает в статусе «исполняющая обязанности».

Анатолий Строков

Заместитель председателя правительства УР

Финансовый консультант. В Правительство УР приглашен с одной функцией - внимательно читать директивы, спускаемые Минфином РФ, и следить за их доскональным исполнением.

Нет сомнений, что с этим справился бы и господин министр финансов УР Станислав Евдокимов, но он «местный», а значит безоговорочного доверия не заслуживает. Исключительно этому обстоятельству, видимо, обязан своим появлением в Ижевске г-н Строков.

2 октября на сессии Госсовета Удмуртии была представлена новая структура Правительства республики. Косметическим ремонтом ее автор - свежеизбранный Глава республики Александр Бречалов - не ограничился, создав, по сути, два параллельных правительства. Одно будет подчиняться утвержденному Госсоветом премьеру Ярославу Семенову, другое - руководителю Администрации Главы и Правительства Удмуртии Сергею Смирнову.

Сергей Смирнов, Александр Бречалов и Ярослав Семенов | фото День.org

Почему Александр Бречалов пошел на такой странный шаг? Скорее всего, формируя новую структуру, Глава Удмуртии ставил во главу угла не целесообразность, а удовлетворение амбиций каждого из приехавших с ним в Удмуртию «варягов».

Удовлетворение амбиций

О том, что Глава республики пытается раздать всем сестрам по серьгам, говорит хотя бы такой факт. На должность первого вице-премьера Госсовет утвердил Александра Свинина, которому будут подчинены министерства: экономики, промышленности и торговли, а также выделенное в отдельную структуру министерство информатизации и связи. Но вместо еще одного профильного министерства, имущественных отношений, Александру Свинину подчинили Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике. Судя по всему, это выглядящее странным решение было принято с подачи самого господина Свинина, позиционирующего себя как спортивного человека.

Первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин

Министерство имущественных отношений, которому самое место в экономическом блоке Правительства, ушло под куратора другого блока – финансового. В этом качестве Госсоветом был утвержден Анатолий Строков, после окончания вуза работавший только в одном месте, - Финансовом университете при Правительстве РФ.

Руководитель финансового блока правительства Удмуртии Анатолий Строков

Как вчерашний доцент этого учебного заведения, кабинетный теоретик, будет курировать финансы целого региона, представить сложно. Перечисляя достоинства Анатолия Строкова, новый Глава Удмуртии упомянул «хорошие связи» последнего в федеральном казначействе и готовность Строкова на практике показать все, чему он учился. Удмуртия становится полигоном для практической обкатки теоретических знаний?

Получил статус вице-премьера и полпред Александра Бречалова при Президенте России Михаил Хомич, перед которым стоит задача продвижения сделанной в Удмуртии продукции на региональные и зарубежные рынки. Сам господин Хомич в своем выступлении не раз упомянул Китай якобы заинтересованный в сотрудничестве с далекой Удмуртией.

Постоянный представитель Главы УР при Президенте РФ Михаил Хомич

Еще одним вице-премьером стала Анастасия Муталенко, до этого бывшая антикризисным менеджером в ГУП «Аптеки Удмуртии» и «Фармация». Ей отдали социальный блок Правительства, в котором она будет отвечать за работу Минобраза, Минкульта, Минздрава и Министерства труда и социальной политики, созданного из двух министерств.

Руководитель социального блока правительства Анастасия Муталенко

Стаж значения не имеет

Еще до сессии Госсовета поднимался вопрос о соответствии четырех будущих вице-премьеров квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным служащим. Ни один из выдвиженцев Александра Бречалова им не соответствует: у Александра Свинина не хватает стажа работы по специальности. Образование, полученное Анастасией Муталенко, не имеет вообще никакого отношения к социальной сфере, закончив вуз по специальности «Экономика в строительстве», она работала то инженером-экономистом, то сметчицей. Анатолий Строков – кабинетный ученый, не имеющий опыта самостоятельной хозяйственной деятельности, а Михаил Хомич – в прошлом коммерсант, ни дня не работавший в государственных органах власти.

Фракция КПРФ на сессии робко подняла вопрос о соответствии назначенцев квалификационным требованиям. И получила от правового управления обескураживающий ответ: должности зампредов правительства не являются государственными, поэтому стаж работы кандидатов не имеет значения. То есть, вице-премьером регионального кабинета министров может стать хоть вчерашний студент.

Углубляться в тему депутаты не решились и быстро проголосовали за предложенные им кандидатуры. Теперь у премьера Ярослава Семенов есть четыре полноценных заместителя, еще два пока не назначены. Это должность вице-премьера, куратора Минтранса, Минстроя и Инспекции госнадзора, а также пост зампреда, в подчинении которого будут Минприроды, Главное управление ветеринарии и Минсельхоз.

Наследство Соловьева

В тот же день Правительство Удмуртии наконец-то освободилось наследия экс-главы республики Александра Соловьева. Наталью Сударикову аккуратно переместили в советники Главы, а Сергея Фефилова просто освободили от занимаемой должности.

Дорогой Сергея Фефилова, судя по всему, придется пройти и некоторым министрам, доставшимся Александру Бречалову в наследство от предшественника. Источник НММ в Администрации Главы Удмуртии утверждает, что кадровый состав Правительства обновится на 70-80%. Там, скорее всего, не будет вице-премьера по АПК Сергея Токарева и министра сельского хозяйства Александра Прохорова.

По-видимому, расстанутся с креслами Ольга Корепанова и Надежда Губская, их министерства были объединены в одно. Не много шансов остаться в Правительстве у Михаила Зайцева, Ивана Новикова и Алексея Шепталина, Глава республики Александр Бречалов не раз публично выражал недовольство их работой.

Свои должности могут сохранить министр культуры Владимир Соловьев и глава Минспорта Игорь Краснов. Гарантировано продолжат работу только два министра «соловьевского призыва»: глава Миннаца Лариса Буранова и утвержденный Госсоветом в должности министра финансов Станислав Евдокимов.

Двуначалие

Все структурные изменения в Правительстве должны быть завершены до 1 января 2018 года. Новая структура кабмина принята и обжалованию не подлежит. Хотя уже сегодня очевидно, что в самой структуре имеется, как минимум, одна потенциальная конфликтная ситуация: если часть министров подчиняется не премьеру, а руководителю Администрации Главы, это может сказаться на работоспособности всего правительства.

В перспективе могут возникнуть противоречия между министрами-«варягами» и местными кадрами. Последние могут оказаться в роли «козлов отпущения»: на них при случае можно будет вешать все грехи и с чистой совестью увольнять, заменяя выходцами из других регионов.

Кроме того, до сих пор не ясно, какую позицию по отношению к Правительству займет Александр Бречалов. Будет ли лично руководить министрами и вице-премьерами или доверит оперативное управление Ярославу Семенову? Какова при этом будет роль руководителя Администрации Главы УР Сергея Смирнова? И будет ли что-то значит тот факт, что Смирнов – юридически оформленный заместитель Главы республики, а Семенов – нет?

В любом случае стиль работы кабмина будет заметно отличаться от того, к которому жители Удмуртии привыкали десятилетиями. Пойдут ли эти изменения на пользу, мы узнаем совсем скоро.

Ижевск. Удмуртия. Советника главы Удмуртии по экономике Александра Свинина назначили и.о. первого заместителя председателя правительства Удмуртии. Такой указ опубликовали на сайте регионального кабмина.

«Назначить Свинина Александра Александровича исполняющим обязанности первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики с 19 сентября 2017 года до назначения первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики или лица, на которое будет возложено исполнение обязанностей первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики», - говорится в сообщении.

Другим указом меняется структура президиума правительства Удмуртии. Вместо четырех заместителей у председателя правительства будет один первый зам и три заместителя.

Наша справка:

Образование: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, магистратура Санкт-Петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики, Университет Корвина в Будапеште, программа «Управление стартап-проектами» Московской школы управления СКОЛКОВО.

Работал в Ленинградском оптико-механическом объединении в отделе управления персоналом, консультантом в компаниях Kelly Services (международная компания по подбору персонала и аутсорсингу) и АНКОР (агентство по подбору персонала). В 2012 году основал собственную компанию Smart Start (помощь молодым специалистам и студентам в поиске работы).

В 2015 году — помощник секретаря Общественной палаты России, затем — руководитель проекта по поддержке гражданских активистов и НКО «Перспектива» Общественной палаты России.

Глава республики предложил изыскать дополнительные средства за счет отчуждения республиканских активов. Передел собственности начался?

Как стало известно корреспонденту , глава Удмуртии Александр Бречалов решил изыскать дополнительные средства на строительство дорог за счет отчуждения республиканских активов.

Оказывается в республике около 300 предприятий с республиканским участием и оборотом в 19 млрд руб. Однако это никак не используется властями региона. Видимо, время пришло, и в Удмуртии, возможно, начнется передел собственности.

Это ж какое поле деятельности не паханное – около трех сотен предприятий можно прибрать к своим рукам, поставив их руководителями своих людей. И миллиарды потекут тебе в карман бурной денежной рекой.

Одним из таких предприятий является «Удмуравтодор», в который входит 18 подразделений. В мае пост его руководителя покинул Александр Корепанов, который работал еще при бывшем губернаторе Александре Соловьеве, обвиненном во взятках на сумму 140 млн руб. По слухам, обыски проходили и в кабинете Корепанова.

А 14-го ноября пост главы «Удмуравтодора» покинул Сергей Лукин, который проработал в должности чуть более полугода. И сразу Александр Бречалов заявил об отчуждении актива. Видимо, нужный губернатору человек был найден. И есть, кому передать предприятие в надежные руки, с которых потом, вероятно, можно будет «кормиться».

Губернатор зачищает Удмуртию?

Новым начальником предприятия стал Владимир Ястреб , ранее возглавлявший Инспекцию госстройнадзора при Минстрое Удмуртии. На эту должность он пришел совсем недавно из Москвы, где работал ведущим специалистом Фонда мониторинга государственных закупок и торгов имуществом «За честные закупки».

Примечательно, что ранее работающий в том же фонде брат Владимира Иван Ястреб возглавляет министерство строительства, которое с 1 января планируется объединить с министерством энергетики и ЖКХ. И вот тогда уже Бречалов, видимо, обратит свое внимание и на другие предприятия, которые упоминал кроме «Удмуравтодора» – «Ижводоканал», «Ижевские электросети» и многие другие активы.

По-видимому, братья Ястребы – старые знакомые Александра Бречалова еще по его работе секретарем общественной палаты (ОП) и в ОНФ. Получается, что новоиспеченный губернатор перетаскивает в регион таких же «варягов» как и он сам. Братья практически получили из рук Бречалова самые «жирные» региональные куски. А кому их еще давать как не старым знакомым?

И при этом Александр Бречалов заявляет, что государственные и муниципальные активы должны быть прозрачными. Видимо, при этом губернатор имеет в виду себя. На всех должностях должны стоять его люди? В этом, наверное, и есть принцип прозрачности по-бречаловски.

Например, в июле Бречалов потребовал отставок руководителей ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Фармация» Ивана Алабужева и Алексея Мерзлякова в связи с признаками преднамеренного банкротства предприятий. Антикризисным менеджером на них стала Анастасия Муталенко, которая впоследствии получила должность вице-премьера по социальной политике. Видимо, успела достойно проявить себя перед Бречаловым.

Двуглавое правительство?

После выборов губернатора было сформировано правительство Удмуртии, которое вызвало большое недоумение у политических экспертов. Бречалов фактически создал два параллельных правительства. Одно будет подчиняться Ярославу Семенову, утвержденному Госсоветом премьеру, другое — Сергею Смирнову, руководителю Администрации Главы и Правительства Удмуртии. Какие цели преследует губернатор? Видимо, хотел угодить всем понаехавшим в регион вместе с ним «варягам».

Вице-премьером стал Александр Свинин, в 2015 г – помощник секретаря ОП. А им тогда был Александр Бречалов. Своей должности Свинин дожидался с 2017 г. в роли советника врио главы Удмуртии. Дождался!

Ему будут подчинены министерства: экономики, промышленности и торговли, а также выделенное в отдельную структуру министерство информатизации и связи. По личной просьбе Свинина, позиционирующего себя как спортивного человека, ему подчинили и Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике. С каких пор хобби чиновника стало основанием для подчинения ему министерства?

Министерство имущественных отношений, которому по идее место в экономическом блоке Правительства, ушло под куратора другого блока – финансового. Им был утвержден Анатолий Строков, который после окончания вуза успел поработать только в одном месте — Финансовом университете при Правительстве РФ.

Несомненно кабинетный теоретик окажется очень полезным региону. По словам губернатора, Строков имеет хорошие связи в федеральном казначействе и огромное желание показать на практике все, чему он учился. Да не вопрос! Республика Удмуртия – прекрасный полигон для этого.

Михаил Хомич , полпред Александра Бречалова при Президенте России, также получил должность вице-премьера. До этого Хомич работал научным сотрудников в МГУ и вроде бы был директором нескольких московских фирм. При назначении несколько раз упомянул в своем выступлении Китай. И, наверное, ни у кого не осталось сомнения в том, что Поднебесная готова сотрудничать с далекой Удмуртией.

За что Анастасия Муталенко заслужила доверие Бречалова?

Вице-премьеру Анастасии Муталенко отдали социальный блок Правительства, она будет отвечать за работу Минобраза, Минкульта, Минздрава и Министерства труда и социальной политики, созданного из двух министерств. И, наверняка справится, так как работала то инженером экономистом, то сметчицей. А разве для вице-премьера надо иметь хоть какое-то представление о социальной политике? По разумению Бречалова, наверное, нет. Есть, видимо, у вице-премьера и другие достоинства.

Ни один из выдвиженцев губернатора не соответствует требованиям, предъявляемым к госслужащим. Однако не это главное. Зато они все, скорее всего, соответствуют требованиям Александра Бречалова. Такое впечатление, что он, вероятно, просто перетащил в Удмуртию всю свою тусовку из Москвы. Чтобы рулить республикой было и сподручно, и нескучно.

Политологам не совсем понятно, как будут делить между собой власть Ярослав Семенов и Сергей Смирнов. Но это –только на первый взгляд. Семенов в 2016-2017 гг. работал в ОП, а Смирнов – в Администрации президента РФ. И можно не сомневаться, что они поладят. Обоих, скорее всего, прислали на стажировку в Удмуртию под начало Бречалова. Надо же молодой поросли где-то государственного опыта набираться.

Неизвестный Бречалов?

Александр Бречалов попал на пост врио губернатора Удмуртии с должности секретаря ОП, где его уже никто не видел и переизбирать не собирался. И причиной тому стали скандалы, в которые угодил Бречалов.

Какие-то непонятные фирмы, оказывающие парикмахерские услуги или занимающиеся пошивом одежды вдруг получили подряды на подготовку доклада ОП о состоянии гражданского общества и обучение активистов ОП. Суммы в контрактах фигурировали немалые — 18 млн руб. и 13 млн руб. Видимо, среди швей и парикмахеров казались профессиональные политологи и социологи, которые с готовностью взялись за выполнение работы для Бречалова.

Секретаря ОП обвинили в том, что он допустил к государственным тендерам непрофильные организации. И это Бречалов еще легко отделался. Могли обвинить и в «распиле» государственных денег.

Скорее всего, за Бречалова вступились покровители, которым он мог оказывать «деликатные» услуги, находясь в совете директоров банка «Юниаструм», который он якобы оставил в 2014 г., перейдя на госслужбу.

С этим банком связано также немало скандалов. И Александр Бречалов мог быть к ним причастен, так как входил в совет директоров «Юниаструма» с 2007г. по 2014 г. На Бречалова даже было организовано нападение неизвестными лицами, которые дважды выстрелили в него и забрали портфель. То ли с деньгами, то ли с важными документами.

Банк, видимо, успешно долгое время «пилил» деньги с менеджерами банка Bank of Cyprus после того, как приобрел 80% акций «Юниаструма» по цене в два раза выше их стоимости. И Александр Бречалов мог иметь там неплохую долю.

Своих российских вкладчиков, которые активно проявляли свое несогласие с действиями банка, проводя несанкционированные акции протеста по всей стране.

Александр Бречалов будет играть любую роль?

Видимо, «деликатные» услуги, к которым могли относиться вывод денег за рубеж или незаконная обналичка, сыграли свою роль. Александра Бречалова заметили и пригласили в большую политику. В то время нужны были люди нового формата, умеющие общаться с народом на его языке. Бречалов стал сопредседателем ОНФ, а чуть позже секретарем ОП.

Он приезжал в регионы в свитере и джинсах общался с людьми. И поначалу ему верили. Бречалов казался своим, человеком, который искренне хочет изменить ситуацию. Никому и в голову не приходило, что молодой перспективный политик просто играет отведенную ему роль.

Однако через два года активисты ОНФ, видимо, прозрели и поняли, что слова Бречалова – пустой звук. И за ними не стоит никаких реальных дел. Доверие к нему стало стремительно падать, начался отток активистов из ОНФ. Наверху, видимо, поняли, что эта карта – бита. И надо искать новых людей. А Бречалова отправили в Удмуртию.

По-видимому, Александр Бречалов – обычная «марионетка» в руках больших политиков. Недавно он делегировал в Совет Федерации Любовь Глебову, экс-главу Россотрудничества. Выполнил поставленную задачу?

А вот злые языки предрекали Глебовой совсем другое место, судача о том, что она любит посещать лучшие рестораны планеты, имеет несколько объектов недвижимости в России и за рубежом, а на ее счетах лежат миллионы долларов. Что очень удивительно для российского чиновника. Но, наверное, неудивительно для «комсомольской подруги» Сергея Кириенко.

Что скажут Бречалову сверху, то он, вероятно, и сделает. И кого сверху пришлют в правительство Удмуртии, того и назначит. А как же иначе? Большая политика – серьезная штука. Там вовремя и подлизаться надо и подставиться.

Республику Удмуртия, видимо, превратили в полигон для политиков-мажоров. И что они с ней сделают, никому непонятно. Возможно, начнут все грести под себя. А потом свалят на новые посты. Наверное, пока в Удмуртии этого еще не поняли. Иначе бы не избрали Александра Бречалова губернатором региона. Как бы теперь жителям республики не пришлось расхлебывать последствия своего выбора

ИА «Удмуртия»

Удмуртия выстраивает новую систему работы с бизнесом и общественниками. Ключевую роль в ней должен сыграть проектный офис, многократно анонсированный командой Александра Бречалова. Однако многим до сих пор не ясно, что это за структура и как она поможет развитию экономики региона.

Александр Свинин - советник врио Главы Удмуртии по экономике - в эксклюзивном интервью журналу «Республика» рассказывает о работе проектного офиса, поиске скрытых резервов и подходах к решению социально-экономических проблем.

- Александр Александрович, начну с вопроса, который интересует многих. Что такое проектный офис, как он работает и зачем он нужен?

В России на федеральном уровне вводится новая система управления государственными программами и проектами. Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который возглавляет Президент России Владимир Путин, призван выделить наиболее значимые для социально-экономического развития страны проекты. Для их реализации во всех субъектах федерации были созданы проектные офисы. Проектный офис в Удмуртии работал при Министерстве экономики ещё до назначения Александра Бречалова врио Главы региона. Сейчас Александр Владимирович стремится придать этой структуре новый смысл. Главная задача проектного офиса - обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации приоритетных для республики проектов.


Работа, по большому счёту, только начинается. Первое, что мы сделали, - это проанализировали, какие вообще есть проекты. Второе - инициировали новые, понимая, что они нужны нам здесь и сейчас. Это проект поддержки предпринимательства «Сделано в Удмуртии» и проект «Инвестируй в Удмуртию», в рамках которого создаётся карта инвестиционных возможностей и система одного окна.

Проект «Удмуртия - территория спорта» уже принёс республике 5 инвестиционных соглашений на сумму более 30 млн рублей. Социальный проект «Наставничество» не является коммерческим, но тоже требует включения очень разных министерств и ведомств.

Все вместе мы работаем на одну конкретную цель - повышение благосостояния жителей Удмуртской Республики. Взаимодействие коллег в различных министерствах и ведомствах (и не важно, кто какую должность занимает) должно быть настроено на максимально быстрое получение конкретного осязаемого результата. Не результата, выраженного в количестве изданных нормативных актов и протоколов, проведённых заседаний и совещаний, а конкретной пользы для людей.

Мы поставили перед собой глобальную цель: формирование бюджета развития.

Ни одну проблему - ни социальную, ни экономическую - нельзя решить силами только власти, или только бизнеса, или только общественников. Только сообща, только вместе.
Александр Свинин

В перспективе нескольких лет мы должны в два раза увеличить налоговые поступления от малого и среднего бизнеса. Некоторые представители прессы, видимо не дослушав до конца выступление Александра Владимировича Бречалова, восприняли это как грядущее увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей. На самом деле дополнительные поступления в бюджет появятся от увеличения валового регионального продукта, за счёт увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и повышения их производительности и выручки.

Сейчас в Удмуртии 60 000 субъектов МСП, но я уверен, что среди 1,5 млн жителей республики людей, обладающих частной инициативой, гораздо больше. И задача Правительства Удмуртии - обеспечить возможность для её реализации.

- А вы уверены, что есть возможности для развития предпринимательства и что места на рынке хватит всем?

У республики огромный потенциал, используемый в настоящее время не в полной мере. Что мы можем сделать для его раскрытия?

Первое - это, конечно, мотивация и обучение предпринимателей, повышение эффективности их работы. Практически в любой сфере, от бытового обслуживания до сетей быстрого питания, бизнес республики точно имеет потенциал для повышения эффективности. Почему важно обучение? Ведь не потому, что можно собраться и поговорить.

Обучение приводит к конкретным, исчислимым результатам. Я научил вас заниматься интернет-маркетингом, у вас число клиентов, привлечённых через контекстную рекламу, резко увеличилось. Увеличились продажи, увеличились налоговые поступления. Это понятная схема: понятно зачем мы это делаем, понятно, зачем это государству.

Второе - сопровождение проектов от идеи до конкретного рабочего места и отчисления налога в бюджет республики.

Третье - расширение каналов продаж и рынков сбыта как внутри республики, так в регионах России и за рубежом. Предела совершенства мы в этой деятельности пока не достигли, - думаю, никто не будет с этим спорить.

И, четвёртая история - привлечение инвесторов. Это - и работа с местными предпринимателями, чтобы они открывали новые производства и точки сбыта; и привлечение инвесторов извне; и создание привлекательных условий для них.

Если этими вопросами постоянно, системно и проектно, то есть счётно, заниматься, я думаю, задачу вполне можно решить.

- Смогут ли предприниматели каким-то образом участвовать в работе проектного офиса?

Да, проекты с участием бизнеса или частной инициативы мы рассматриваем в первую очередь. Инициатива может быть и некоммерческой. Допустим, в деревне Сеп общественная организация делает музей исчезнувших деревень. В рамках межведомственного взаимодействия мы можем подключить Министерство культуры и туризма, органы местного самоуправления, которые окажут проекту поддержку, а туроператоры включат его в свои маршруты. Проектный же офис будет курировать работу и доводить её до логического завершения.

- Взаимодействие множества организаций требует, скажем так, доброй воли участников. Не может ли возникнуть ситуация несовпадения интересов, в которой субъекты будут тянуть проект в разные стороны?

В любом партнёрстве главная история - это совпадение ценностей и целей. Если они совпадают, то вы всегда можете договориться. Внутри Правительства Удмуртской Республики не может быть конфликта, потому что не может быть разных ценностей и целей. Главная ценность - это человек, житель Удмуртии, главная цель - повышение его благосостояния.

- Что сейчас на повестке дня в проектном офисе?

На 2 августа запланирована презентация карты инвестиционных возможностей Удмуртии, поэтому ключевая задача сейчас - подготовка к этому событию. Нужно понимать, что карта - это не просто сайт, но некая новая система взаимодействия власти и предпринимательского сообщества, изменение принципа работы с предпринимательством. Новое качество государственного управления. Новые правила и процедуры. Система единого окна, куда предприниматель может обратиться за помощью во взаимодействии с органами государственной власти, и ему не надо будет самому ходить по министерствам и ведомствам. Прозрачные правила получения льгот, субсидий, преференций. Консультационная поддержка для предпринимателей и ручное сопровождение каждого инвестора, который готов вкладывать в республику. Понятные правила игры для этих инвесторов.

Для того чтобы эту систему запустить, мы проводим очень большую работу. Выезжаем в муниципалитеты, каждый город и район, проводим встречи с местными органами власти, предпринимательскими сообществами, посещаем предприятия, собираем данные со всех министерств.

Главная задача проектного офиса - обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации приоритетных для республики проектов.
Александр Свинин

Понимаете, есть много вопросов с неочевидными ответами. Вот, например, музей - это инвестиционный объект или нет? Библиотека, кинотеатр, дом культуры? Вроде бы к экономике это никакого отношения не имеет. Но есть объект культурного наследия, который сейчас находится в ужасном состоянии, и на его поддержку ежегодно тратятся государственные деньги. Это инвестиционный объект или социальный? Поликлиники, здравоохранение - это социалка или возможности для потенциального инвестора? Вот оценкой всех этих тонкостей мы сейчас занимаемся.

Естественно, эта работа продолжится и после 2 августа. Мы будем системно вносить изменения в нормативные акты и регламенты и перестраивать структуру взаимодействия. Это перспектива следующего периода.

- Работа с новыми инвесторами и проектами идёт уже по новым принципам?

Да, мы отрабатываем модель на конкретных инвесторах и предпринимателях. Свежий пример: контракт на создание гемодиализного отделения в Сарапуле был проработан и подписан за восемь недель с момента первого обращения предпринимателя к чиновнику. Это 115 млн рублей инвестиций, которые пойдут на реконструкцию двух отделений больницы и закупку нового оборудования для диализа. Уже в сентябре жители Сарапула и прилегающих районов смогут бесплатно получить необходимые медицинские услуги. Для сравнения: подписание аналогичного контракта в Глазове заняло восемь месяцев.

- Как будет оцениваться эффективность работы проектного офиса?

Очень просто. У каждого проекта есть паспорт и конкретные, выраженные в цифрах показатели эффективности, тот результат, который мы должны получить. Например, по проекту «Удмуртия - территории спорта» есть социальные показатели - вовлечённость людей в любительский спорт, и есть экономические - деньги, которые мы привлечём в республику за счёт реализации этого проекта. Если бы мы провели марафон, аналогичный казанскому, то налоговыми отчислениями от средств, которые привезли с собой его участники, могли бы сформировать 2% всего бюджета на спорт в Удмуртии. Причём как регион мы ничего тратить на это мероприятие не должны. Достаточно обеспечить возможность для частной компании провести его в Удмуртии, а не в соседнем регионе.


- Звучит красиво, но возникает вопрос: если всё так просто, то почему мы не делали этого раньше?

Это не просто. Нужно найти организаторов спортивных мероприятий и замотивировать их проводить свои старты именно у нас. Это большая серьёзная работа, но её нужно просто взять и сделать. Как?

Во-первых, обратиться к скрытым резервам. Республика действительно интересна многим. 12-13 августа в Воткинске пройдут соревнования по триатлону со стартом от усадьбы Чайковского. Это уникально, нет в мире второй такой усадьбы.

Зимой пройдёт Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой, легенды мирового лыжного спорта, и поучаствовать в таком событии - классно и привлекательно.

Резервы нужно искать и использовать. Вернёмся к той же деревне Сеп, где живёт 750 человек. Там есть праздник - день деревни, на который уже сейчас приезжает 1500 человек, а могут приехать и 15 000. Вопрос в том, как о нём рассказать и показать.

Самое главное - чтобы люди почувствовали, что от нашей работы есть польза. Это моя мотивация, то, что заставляет меня работать каждый день, без выходных.
Александр Свинин

Второе - это прозрачные, понятные правила игры. В соглашениях чётко прописано, за что отвечает республика и что вкладывает и получает инвестор.

И третье - активность врио Главы региона Александра Бречалова, его личная позиция и уверенность в том, что любая частная инициатива, которая послужит на благо жителей республики, должна иметь поддержку государства.

- В Общественной палате России вы занимались работой с общественными и некоммерческими организациями (НКО). Что можно сказать про гражданскую активность в Удмуртии?

Действительно, я достаточно хорошо знаю третий сектор в целом по стране и по регионам. Здесь общественники очень сильные. Есть организации, практики, подходы, которые можно назвать одними из лучших в стране. Тот же проект «Наставничество» появился не на пустом месте. В Удмуртии уже была одна из лучших в стране долгосрочных систем поддержки трудных подростков, в которую вовлечены как государственные структуры, так и общественные организации.

Ижевск - это город с сильным ядром местных локальных сообществ и гражданских активистов, которые между собой взаимодействуют, общаются, реализуют совместные проекты. Горизонтальные связи в Ижевске очень сильны. Во многих столицах субъектов федерации такого нет.

Более того, много НКО и активистов не только в столице, но и в других городах и районах республики. Это очень важная и интересная среда, и с ней точно надо работать и вовлекать её в решение общих задач.

В третьем секторе тоже есть скрытый потенциал, в том числе и экономический. Главный продукт этого сектора - доверие: между государством и бизнесом, между государством и обществом, внутри общества между гражданами. Повышение уровня доверия в обществе на 10% даёт прирост ВВП на 0,8%. Во многих странах развивают экономику за счёт работы с общественными организациями и инициативами, и мы тоже можем это делать.


- Расскажите, пожалуйста, о себе. Что стоит за строчками резюме? Специалистом в какой области вы себя считаете? Каковы ваши ключевые компетенции?

По образованию я специалист в области подбора персонала. C 18 до 26 лет я занимался одним делом - подбором кадров и формированием команд. В 24 года основал свою компанию по подбору персонала и со временем из специалиста стал предпринимателем - тем человеком, который умеет организовать процесс, реализовать проект на основе этого процесса и получить конечный результат. Управление персоналом мне действительно очень нравится, я долго жил этим и многое узнал. Сейчас это помогает мне достаточно легко формировать свою команду: я понимаю, каких людей надо подобрать, умею их оценить, увидеть, у кого какие сильные и слабые стороны.

Три года в Общественной палате и год в фонде «Перспектива» я больше занимался проектным управлением, ведением проектов от идеи до завершения. В этом смысле я практик. Понимаю, как и что нужно сделать, чтобы получить результат.

- Были ли у вас неудачи?

Конечно. Когда я привлекал инвестиции в свой бизнес, первое, что спрашивал у меня инвестор: «А какие у тебя уже были неудачи? На чём ты уже погорел?» Важно не скрывать, открыто говорить и признаваться, прежде всего себе, что это была неудача. Меня смущают люди, которые говорят: «Я такой классный, у меня всегда всё получалось».

Неудачи и лень - это главные двигатели прогресса. Лень помогает оптимизировать все процессы, неудачи позволяют учиться и больше не совершать таких ошибок. У меня были и неудачные бизнес-проекты, и банкротства. И в социальных проектах не всегда всё получалось так, как задумывалось. И я рад, что эти ошибки были, что я смог на них набить шишек, чтобы в будущем их не совершать.

- Чем вы гордитесь?

Надеюсь, что проекты, которыми по-настоящему можно будет гордиться, ещё впереди.

Я очень благодарен Александру Владимировичу Бречалову за то, что он дал мне возможность поработать в Удмуртии. Здесь действительно многое можно сделать, а самое главное - принести пользу людям.

- Как долго вы планируете жить и работать в Удмуртии?

О конкретных сроках можно будет говорить после 10 сентября. Если команда Бречалова заслужит доверие жителей республики, то я готов остаться настолько, насколько моё присутствие здесь будет максимально полезным.

- Вы переехали в Ижевск вместе с женой. Вам здесь нравится?

Мне очень нравится. Замечательная республика, замечательный город. Много солнца. Не смейтесь, я знаю о чём говорю - шесть лет прожил в Санкт-Петербурге. У нас в Удмуртии солнца очень много. Замечательные люди. Кстати, в неформальном общении я часто слышу, что, чтобы самореализоваться, нужно уехать. И я с этим не согласен. В республике есть все возможности, чтобы развиваться. И это ещё один вызов для меня: показать, что Удмуртия - это часть глобального мира.

Я сам родом из Республики Коми, коми по национальности, говорю на коми языке….

- Уехали из Сыктывкара, чтобы самореализоваться…

Но я же сейчас в Ижевске, а не в Москве, Нью-Йорке или Лондоне. При этом нет никаких преград, чтобы поехать пожить где-то, получить образование, опыт работы, компетенции. Но очень классно потом всё это применить здесь!

Интересно сделать так, чтобы в Удмуртии были выставки современного искусства и театральные постановки лучше, чем в Москве. Чтобы здесь была лучшая сфера обслуживания. Чтобы были университеты, которые дают лучшие компетенции. Это можно сделать. И я уверен, кто-то уже делает, просто мы, может быть, не замечаем. У нас есть замечательные ИТ-компании и производственные предприятия. Люди из разных регионов приезжают сюда работать, и не просто работать - жить. Перевозят сюда семьи, связывают свою жизнь с Ижевском.

- А что не нравится, чего не хватает?

Нам надо работать над самоидентификацией. Удмуртия - про что это? Что такое Ижевск как город? Какая у нас концепция развития? К чему мы хотим прийти? Нужно, чтобы это «про что» было понятно всем - и жителям республики, и тем, кто к нам приезжает. И над этим нужно работать всем вместе.

- Чего лично вы хотите больше всего? Какова ваша жизненная программа-максимум?

Больше всего меня мотивирует дело, которое я делаю, и мне всегда хочется, чтобы моё дело было полезным. От этого я получаю наибольшее удовлетворение, хочу идти и делать что-то дальше. Наверное, каждый раз масштаб и польза этих проектов увеличивается - с возрастом, опытом, достижением каких-то должностей. Вот, наверное, к этому я иду. К тому, чтобы моё дело было больше, и, соответственно, пользы от него людям было больше. А ещё для меня очень важна семья, и хочется, чтобы она тоже становилась больше.

СПРАВКА

Образование

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, магистратура Санкт-Петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики, Университет Корвина в Будапеште, программа «Управление стартап-проектами » Московской школы управления СКОЛКОВО.

Опыт работы

Работал в Ленинградском оптико-механическом объединении в отделе управления персоналом, консультантом в компаниях Kelly Services (международная компания по подбору персонала и аутсорсингу) и АНКОР (агентство по подбору персонала).

В 2012 году основал собственную компанию Smart Start (помощь молодым специалистам и студентам в поиске работы).

В 2012 году избран членом правления организации «ОПОРА России».

С 2015 года - помощник секретаря Общественной палаты РФ, затем - руководитель проекта по поддержке гражданских активистов и НКО «Перспектива» Общественной палаты РФ, организатор и эксперт региональных форумов Общественной палаты РФ «Сообщество».

С 2016 года - генеральный директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

В апреле 2017 года назначен советником врио Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова по экономике.

Проекты

Инвестируй в Удмуртию

Проект по привлечению внешних и внутренних инвестиций, включающий переформатирование работы государственных органов с инвесторами, переход на принцип единого окна и создание карты инвестиций.Сайт: www.udminvest.ru .

Сделано в Удмуртии

Проект направлен на развитие предпринимательского сообщества в республике, выявление существующих проблем и поиск возможных путей их решения, а также помощь лучшим предпринимателям Удмуртии в выходе на новые региональные и международные рынки.Сайт: madeinudmurtia.ru .

Удмуртия - территория спорта

В республике есть вся инфраструктура для организации любительских спортивных соревнований. Цель проекта - вывести их на новый качественный уровень, вовлечь в спорт большее количество людей и развивать спортивный туризм в Удмуртии. Сайт: udmsport.ru .

Текст предоставлен журналом «Республика». Текст: Наталья Почепцова. Фото: архив Александра Свинина, udmurt.ru.